КПД трансмиссии отражает технический уровень производства трактора, технологии изготовления и качество применяемых материалов. По мере повышения технического уровня и внедрения прогрессивных технологических приемов изготовления КПД цилиндрических шестерен тракторных трансмиссий повысился с 0,970 до 0,985. Значения КПД автомобильных и тракторных механических трансмиссий шестеренного типа при нагрузках, близких к номинальным, находятся в пределах 0,86-0,93, т.е. 7-14 % энергии двигателя расходуется на преодоление трения, взбалтывание масла и пр.
КПД трансмиссии зависит от числа пар зубчатых передач, одновременно находящихся в зацеплении, типа шестерен, типа и числа подшипников, уровня и вязкости масла, частоты вращения валов и окружной скорости шестерен, типа и числа уплотнений и т.п.
Часть перечисленных потерь пропорциональна величине передаваемого момента. Основу их составляют потери в зацеплении шестерен, передающих нагрузку. Остальная часть потерь зависит в основном от окружной скорости вращающихся вхолостую шестерен. На заданной передаче и установившемся тепловом режиме эти потери постоянные, независимо от нагрузки и учитываются КПД холостого хода ηхх=(1-ξтр).
Зависимость КПД механической трансмиссии от передаваемого момента Мк имеет гиперболический характер и может быть представлена кривой ηтр=f(Мк/Мн) (рис. 5.11).
Рисунок 5.11 - Зависимость КПД механической трансмиссии
трактора от нагрузки
Кроме нагрузки и теплового режима на величину ηтр в эксплуатации влияют техническое состояние, затяжка подшипников, натяжение гусеницы, регулировка тормозов, уровень и вязкость масла в картерах.
Общий КПД трансмиссии трактора колесной формулы 4К4
(5.30)
где ; - коэффициенты передачи мощности по мостам.
В выражении (5.30) - это доли эффективной мощности двигателя, передаваемые соответственно на первый и второй ведущие мосты, a - мощности на осях первого и второго ведущих мостов с учетом потерь в приводе к ним. Тогда
(5.31)
где ηтр1, ηтр2 - КПД трансмиссии привода соответственно переднего и заднего моста.
Из формул (5.31) получаем
kN1 +kN2=1.
Тогда КПД механической трансмиссии машины с двумя ведущим осями
(5.32)
КПД трансмиссии с одним ведущим мостом рассчитывается по формуле
(5.33)
где ηц, ηк - КПД соответственно цилиндрических и конических пар шестерен; n - число пар шестерен, находящихся одновременно в зацеплении при передаче нагрузки; ξтр - коэффициент, учитывающий потери холостого хода в трансмиссии.
Приведенные в выражениях (5.32) и (5.33) коэффициенты имеют следующие значения: ηц=0,985-0,990; ηк=0,975-0,980; ξтр=0,03-0,05; kN1=0,15-0,25 для тракторов колесной формулы 4К4а, kN1=0,4-0,6 для тракторов 4К4б.
Коэффициент kN1зависит в основном от распределения веса трактора по осям.
КПД сопротивления качению трактора. Механические потери в гусеничном и гистерезисные в колесном движителях учитывает КПД ηf, который можно определить из мощностного баланса
откуда
(5.34)
Экспериментально величину ηf определяют, измеряя при работе трактора одновременно силу Ркр и момент Мвед на полуосях ведущих колес с помощью средств тензометрирования. Касательную силу вычисляют по зависимости Рк=Мвед/rд. При расчетном методе силу сопротивления качению вычисляют по формуле Pf=fGэ. Коэффициент сопротивления качению f выбирают по справочным данным в соответствии с типом трактора и заданными почвенными условиями.
Для трактора установленного тягового класса с эксплуатационной массой mэ номинальное тяговое усилие Ркрн остается одинаковым при изменении энергонасыщенности . Изменяется только сила Рf, которая зависит от скорости движения и веса машины. Однако варьирование рабочей скоростью в пределах изменения энергонасыщенности трактора ограничено его функциональным назначением как энергетического средства и диапазонами технологических скоростей. В пределах этих изменений скоростей сила сопротивления качению, а следовательно, и КПД ηf для определенного фона практически постоянны и зависят только от коэффициента сопротивления качению f.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.