10. Проходимость автомобиля
Проходимость – комплексное свойство, характеризующее подвижность и эффективность использования автомобиля в конкретных условиях. Степень подвижности автомобиля характеризуется уровнем потери проходимости, которая может быть полной или частичной. При полной потере проходимости происходит застревание – прекращение движения.
Факторы, влияющие на потерю проходимости:
- задевание выступающих частей автомобиля за неровности дороги или местности;
- препятствия, создающие большие сопротивления движению и непреодолимые либо из-за недостаточных тяговых свойств, либо из-за ограничений по сцеплению ведущих колес с опорной поверхностью;
- препятствия, способные вызвать затопление автомобиля (топкие болота, водные преграды).
Все препятствия делят на две группы: препятствия, обусловленные профилем дороги или местности; препятствия, обусловленные слабой несущей способностью опорной поверхности. В связи с этим различают профильную и опорно-сцепную проходимость. Способность автомобиля преодолевать названные препятствия оценивается двумя группами показателей проходимости:
1) показателями профильной проходимости;
2) показателями опорно-сцепной проходимости.
По уровню требований к показателям проходимости автомобиля делят на три категории: ограниченной проходимости с колесными формулами 4х2, 6х2, 6х4, 8х4; повышенной проходимости с колесными формулами 4х4, 6х6 и т.д.; высокой проходимости – специальные автомобили для работы в условиях бездорожья.
Отдельную группу составляют специальные автомобили для эксплуатации в особых условиях: заболоченная и песчаная местности, глубокий снег и др.
10.1. Профильная проходимость
Показатели профильной проходимости характеризуют возможности автомобиля преодолевать неровности и препятствия на пути движения и вписываться в требуемую полосу движения на дороге. Их значения нормируются Правилами ЕЭК ООН № 55 и 102; ГОСТ 22653-77.
Дорожный просвет – это расстояние hд.п от низшей точки автомобиля до плоскости дороги (рис. 10.1), характеризующее возможность движения по деформируемым опорным поверхностям и преодолевании без задевания единичных препятствий (камней, пней, кочек и т.д.).
Рисунок 10.1 – Определение показателей продольной проходимости автомобиля
Передний Lп и задний Lз свесы (рис. 8.1) определяются как расстояния между проекциями на плоскость дороги крайних точек выступающих частей поперечного контура автомобиля и осями вращения ближайших колес. Чем меньше значения переднего и заднего свесов, тем выше проходимость автомобиля при переезде через канавы, кюветы, пороги и другие препятствия.
Углы переднего jп и заднего jз свесов представляют собой углы между опорной поверхностью и плоскостью, касательной к окружностям соответственно передних и задних колес и к таким точкам выступающих передней и задней частей автомобиля, для которых эти углы минимальны. Большие углы свесов обеспечивают возможность преодоления автомобилем коротких единичных препятствий без задевания за них выступающими частями.
В таблице 10.1 приведены показатели профильной проходимости автомобилей.
Продольный радиус проходимости Rпр (рис. 10.1) равен радиусу окружности, касательной к окружности колес и одной из низших точек в пределах базы автомобиля L. У трехосного автомобиля с балансирной подвеской мостов задней тележки Rп находят при подъеме колес среднего моста до полной деформации буфера. У седельного автопоезда, состоящего из трехосного седельного тягача и двухосного полуприцепа с балансирными подвесками мостов тележек значение Rп измеряют при подъеме колес заднего моста тягача и колес переднего моста тележки полуприцепа до полной деформации буферов, когда начинается отрыв колес среднего моста тягача и колес заднего моста тележки полуприцепа от опорной поверхности.
Таблица 10.1 – Показатели профильной проходимости автомобилей
Тип автомобилей |
Дорожный просвет hпр, мм |
Угол переднего свеса jп, град. |
Угол заднего свеса jз, град. |
Rпр, м |
Легковые |
150-200 |
20-38 |
15-40 |
3,0-8,0 |
Грузовые дорожные |
270-350 |
20-42 |
11-63 |
2,5-6,0 |
Автобусы |
165-340 |
10-40 |
7-36 |
4,0-9,0 |
Автомобили высокой проходимости |
340-500 |
32-60 |
30-50 |
2,0-6,0 |
Продольный радиус проходимости характеризует возможность преодоление автомобилем выпуклых препятствий (бугров, насыпей и пр.). Чем меньше Rп (табл. 10.1), тем лучше проходимость автомобиля. С уменьшением базы автомобиля Rп также уменьшается.
Поперечный радиус проходимости Rпоп (рис. 10.1) равен радиусу окружности, касательной к колесам данного моста и поверхности поперечного контура нижней части автомобиля. Чем меньше Rпоп, тем меньше проходимость автомобиля. С уменьшением колеи В автомобиля значение Rпоп уменьшается.
Углы гибкости используют для оценки профильной проходимости прицепных и седельных автопоездов. У автопоездов различают углы гибкости вертикальный предельный α, горизонтальный β и вертикальный поперечный γ (рис. 10.2). Их значения для указанных типов АТС составляет α=±(8-15о); β=±(40-90о); γ=±8о.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.