Проходимость автомобиля. Профильная проходимость. Определение показателей продольной проходимости автомобиля, страница 6

Дополнительные средства повышения проходимости. Повышение проходимости автомобиля в ухудшенных дорожных условиях или по бездорожью может быть обеспечено установкой на колеса дополнительных устройств, увеличивающих сцепление с опорной поверхностью и уменьшающих сопротивление движению. По выполняемым функциям их условно можно разделить на четыре группы: цели противоскольжения, уширители колес, легкосъемные гусеницы и устройства для самовытаскивания. Наибольшее распространение получили цепи противоскольжения. Они повышают сцепление колес с грунтом на 20-45 %. Однако на слабых грунтах (рыхлых, песчаных, болотистых и т.п.) их использование может привести к срыву грунта и быстрому зарыванию в грунт. В этих условиях целесообразно применять уширители колес. Они представляют собой специальные устройства, имеющие сильно развитые грунтозацепы, что позволяет уменьшить давление на грунт, снизить сопротивление движению и улучшить сцепление. Аналогичный эффект достигается применением арочных шин, а также сдвоенных шин. Легкосъемная гусеница представляет собой ленту, надеваемую на колесный движитель и стягиваемую по концам при помощи специальных устройств. Известны цельнометаллические и резинометаллические конструкции гусениц. Их обычно устанавливают на колеса тележки среднего и заднего ведущего мостов трехосного автомобиля с колесной формулой 6х4 или 6х6. Проходимость автомобиля улучшается на 25-40 %.

Для преодоления особо тяжелых участков местности  и крутых подъемов, а также для вытаскивания застрявшего автомобиля применяют лебедки. Их устанавливают на большинстве полноприводных автомобилей повышенной и высокой проходимости.

Эксплуатационные факторы проходимости обусловлены техническим стоянием механизмов автомобиля, квалификацией водителя, умелым и рациональным использованием дополнительных средств повышения проходимости.

Практическое задание

Цель работы: определить показатели проходимости проектируемого автомобиля.

Исходные данные: основные параметры (табл. 3.9-3.11) и условия функционирования (табл. А.1-А.2) автомобиля.

Содержание работы включает:

1) расчет показателей профильной проходимости автомобиля;

2) определение показателей опорно-сцепной проходимости автомобиля и построение зависимости Ксв=f(V);

3) расчет и построение зависимости коэффициента блокировки от соотношения коэффициентов сцепления отстающего и забегающего колес (рис. 10.4).

Результаты оценки профильной проходимости проектируемого автомобиля по установленным показателям сводят в таблицу 10.2.

Таблица 10.2 – Показатели профильной проходимости

Показатель

hд.п, м

jп, град.

jз, град.

Rпр, м

Rпоп, м

Bр, м

hв.ст, м

Нбр, м

Значение показателя

Для проектируемого автомобиля по формуле (10.5) определяют и строят зависимость коэффициента свободной силы тяги Ксв от скорости движения V на высшей передаче (рис. 10.3). Основные показатели опорно-сцепной проходимости сводят в таблицу 10.3.

Таблица 10.3 – Показатели опорно-сцепной проходимости

Показатель

Kφ

Рк, МПа

Пср

Ксв (Vmin)

Ксв (Vmax)

i=0

i=0,06

i=0

i=0,06

Значение показателя

Для проектируемого автомобиля строят, рассчитанную по (10.15), зависимость необходимого коэффициента блокировки Кбл.φ=f(φmaxmin) при заданном значении φmaxх (рис. 10.4).

Контрольные вопросы

1. Что такое проходимость автомобиля? Назовите факторы, влияющие на потерю проходимости. 2. Назовите показатели профильной проходимости автомобиля. 3. От каких факторов зависят возможности преодоления пороговых препятствий ведомыми и ведущими колесами автомобиля? Назовите предельное значения высоты препятствий, преодолеваемых этими колесами. 4. Назовите показатели опорно-сцепной проходимости автомобиля. Напишите формулы для их вычисления. 5. Какие конструктивные факторы влияют на проходимость автомобиля? Объясните физический смысл и причины их влияния. 6. Назовите типы дифференциалов, применяемых в трансмиссиях автомобилей. Объясните их назначение и охарактеризуйте свойства дифференциалов различных типов. 7. Какими свойствами обладает простой конический дифференциал? Напишите формулу для определения суммарного момента, реализуемого таким дифференциалом в условиях различного сцепления колес. 8. Назовите способы повышения проходимости автомобиля с дифференциальным приводом колес. Объясните, за счет чего они улучшают проходимость. 9. Что такое нессиметричный дифференциал? В каких случаях его применяют? 10. Что такое циркуляция мощности? При каких условиях и по какой причине она возникает? 11. Назовите дополнительные средства повышения проходимости автомобиля.