Дополнительные средства повышения проходимости. Повышение проходимости автомобиля в ухудшенных дорожных условиях или по бездорожью может быть обеспечено установкой на колеса дополнительных устройств, увеличивающих сцепление с опорной поверхностью и уменьшающих сопротивление движению. По выполняемым функциям их условно можно разделить на четыре группы: цели противоскольжения, уширители колес, легкосъемные гусеницы и устройства для самовытаскивания. Наибольшее распространение получили цепи противоскольжения. Они повышают сцепление колес с грунтом на 20-45 %. Однако на слабых грунтах (рыхлых, песчаных, болотистых и т.п.) их использование может привести к срыву грунта и быстрому зарыванию в грунт. В этих условиях целесообразно применять уширители колес. Они представляют собой специальные устройства, имеющие сильно развитые грунтозацепы, что позволяет уменьшить давление на грунт, снизить сопротивление движению и улучшить сцепление. Аналогичный эффект достигается применением арочных шин, а также сдвоенных шин. Легкосъемная гусеница представляет собой ленту, надеваемую на колесный движитель и стягиваемую по концам при помощи специальных устройств. Известны цельнометаллические и резинометаллические конструкции гусениц. Их обычно устанавливают на колеса тележки среднего и заднего ведущего мостов трехосного автомобиля с колесной формулой 6х4 или 6х6. Проходимость автомобиля улучшается на 25-40 %.
Для преодоления особо тяжелых участков местности и крутых подъемов, а также для вытаскивания застрявшего автомобиля применяют лебедки. Их устанавливают на большинстве полноприводных автомобилей повышенной и высокой проходимости.
Эксплуатационные факторы проходимости обусловлены техническим стоянием механизмов автомобиля, квалификацией водителя, умелым и рациональным использованием дополнительных средств повышения проходимости.
Практическое задание
Цель работы: определить показатели проходимости проектируемого автомобиля.
Исходные данные: основные параметры (табл. 3.9-3.11) и условия функционирования (табл. А.1-А.2) автомобиля.
Содержание работы включает:
1) расчет показателей профильной проходимости автомобиля;
2) определение показателей опорно-сцепной проходимости автомобиля и построение зависимости Ксв=f(V);
3) расчет и построение зависимости коэффициента блокировки от соотношения коэффициентов сцепления отстающего и забегающего колес (рис. 10.4).
Результаты оценки профильной проходимости проектируемого автомобиля по установленным показателям сводят в таблицу 10.2.
Таблица 10.2 – Показатели профильной проходимости
Показатель |
hд.п, м |
jп, град. |
jз, град. |
Rпр, м |
Rпоп, м |
Bр, м |
hв.ст, м |
Нбр, м |
Значение показателя |
Для проектируемого автомобиля по формуле (10.5) определяют и строят зависимость коэффициента свободной силы тяги Ксв от скорости движения V на высшей передаче (рис. 10.3). Основные показатели опорно-сцепной проходимости сводят в таблицу 10.3.
Таблица 10.3 – Показатели опорно-сцепной проходимости
Показатель |
Kφ |
Рк, МПа |
Пср |
Ксв (Vmin) |
Ксв (Vmax) |
||
i=0 |
i=0,06 |
i=0 |
i=0,06 |
||||
Значение показателя |
Для проектируемого автомобиля строят, рассчитанную по (10.15), зависимость необходимого коэффициента блокировки Кбл.φ=f(φmax/φmin) при заданном значении φmax=φх (рис. 10.4).
Контрольные вопросы
1. Что такое проходимость автомобиля? Назовите факторы, влияющие на потерю проходимости. 2. Назовите показатели профильной проходимости автомобиля. 3. От каких факторов зависят возможности преодоления пороговых препятствий ведомыми и ведущими колесами автомобиля? Назовите предельное значения высоты препятствий, преодолеваемых этими колесами. 4. Назовите показатели опорно-сцепной проходимости автомобиля. Напишите формулы для их вычисления. 5. Какие конструктивные факторы влияют на проходимость автомобиля? Объясните физический смысл и причины их влияния. 6. Назовите типы дифференциалов, применяемых в трансмиссиях автомобилей. Объясните их назначение и охарактеризуйте свойства дифференциалов различных типов. 7. Какими свойствами обладает простой конический дифференциал? Напишите формулу для определения суммарного момента, реализуемого таким дифференциалом в условиях различного сцепления колес. 8. Назовите способы повышения проходимости автомобиля с дифференциальным приводом колес. Объясните, за счет чего они улучшают проходимость. 9. Что такое нессиметричный дифференциал? В каких случаях его применяют? 10. Что такое циркуляция мощности? При каких условиях и по какой причине она возникает? 11. Назовите дополнительные средства повышения проходимости автомобиля.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.