Двигатель. На проходимость автомобиля оказывает влияние удельная мощность автомобиля. Высокая удельная мощность позволяет автомобилю двигаться на труднопроходимых участках местности с более высокой скоростью. С увеличением скорости снижается деформация грунта и уменьшается глубина колеи, что способствует уменьшению сопротивления движению. Высокая удельная мощность также позволяет эффективнее использовать кинетическую энергию автомобиля для динамического преодоления препятствий, сократить количество переключений передач. Существенное влияние на среднюю скорость и производительность автомобиля оказывает внешняя скоростная характеристика двигателя. Совершенствование характеристик направлено на увеличение коэффициентов приспособляемости двигателя по вращающему моменту и угловой скорости, на снижение удельного расхода топлива. На тяжелых грузовых автомобилях и автопоездах находят применение так называемые двигатели постоянной мощности, у которых обеспечивается постоянство мощности в значительном диапазоне частоты вращения вала.
Трансмиссия. Параметры трансмиссии оказывают существенное влияние на диапазон регулирования момента на ведущих колесах и скорости движения, на плавность изменения моментов и скоростей. Чем больше диапазон передаточных чисел и меньше показатель средней плотности ряда передаточных чисел, тем выше потенциальные возможности автомобиля для обеспечения устойчивого движения в тяжелых дорожных условиях. У автомобилей с механическими ступенчатыми коробками передач во время переключения передач мощность к ведущим колесам не подводится и автомобиль теряет скорость. Последующее включение передачи сопровождается динамической нагрузкой в трансмиссии и возрастанием момента на колесах, что может быть причиной срыва верхнего слоя грунта и последующего интенсивного буксования колес. Этот недостаток в значительной мере устраняется применением автоматических коробок передач.
Значительное улучшение проходимости автомобиля достигается применением бесступенчатых трансмиссий - гидромеханических, электромеханических. Они позволяют существенно снизить минимальную устойчивую скорость движения, уменьшить динамическое воздействие на грунт, что определяет успешное осуществление трогания автомобиля с места и непрерывное устойчивое движение.
При эксплуатации автомобилей на размокших грунтовых дорогах или в бездорожье наибольшее влияние на проходимость оказывают колесная формула, тип привода ведущих колес и способ управления механизмами привода. В связи с деформируемостью грунта, низкими значениями и переменностью коэффициента сцепления высокие показатели проходимости достигаются только для полноприводных автомобилей с блокируемыми дифференциалами. Циркуляция мощности в этих условиях исключена, так как вследствие неизбежной пробуксовки все колеса работают в ведущем режиме и полностью реализуют свои сцепные возможности.
Для большегрузных автопоездов, тягачами у которых используются двухосные неполноприводные автомобили, возникает проблема трогания с места на скользкой дороге или в условиях, когда одно из ведущих колес находится на опорной поверхности с низким коэффициентом сцепления. Решение проблемы достигается применением противобуксовочной системы (ПБС). Эта система обеспечивает автоматическое управление блокировкой межколесного дифференциала, подтормаживанием буксующего колеса и подачей топлива в двигатель, независимо от положения педали акселератора.
Компоновочная схема автомобиля. Компоновка автомобиля характеризуется колесной формулой, схемой размещения колес, распределением массы между мостами, типом подвески мостов или колес, типом привода ведущих колес. Все эти факторы определяют категорию проходимости автомобиля. Рациональное их сочетание позволяет создавать большое многообразие типов автомобилей, наиболее приспособленных к конкретным условиям эксплуатации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.