котором автомобиль удерживается стояночным тормозом;
6) установившая скорость на спуске Vт.уст. при торможении тормозом-замедлителем или двигателем.
Нормативы показателей тормозных свойств АТС по ГОСТ 22895-77 для рабочей и запасной тормозных систем приведены в таблице 7.1. они полностью совпадают с нормативами, предусмотренными Правилами ЕЭК ООН № 13.
Таблица 7.1 – Нормативы эффективности рабочей (запасной) тормозной системы автотранспортных средств и автопоездов
АТС |
Кате-гории |
Начальная скорость, км/ч |
Усилие на педали, Н |
Тормозной путь, м и / замедление jт.уст., м/с2 при испытаниях |
||
Типа «НОЛЬ» |
Типа I |
Типа II |
||||
Пассажирские автомобили, автобусы |
М1 (М1) М2 М3 (М3) |
80 (80) 60 - (60) |
500 (500) 700 - (700) |
13,2/7,0 32,1/6,0 |
52,1/5,6 (93,2/2,9) 38,0/4,8 - (64,4/2,5) |
- - - 39,8/4,5 - |
Пассажирские автопоезда |
М1 (М1) М3 (М3) |
80 (80) 60 (60) |
500 (500) 700 (700) |
50,7/5,8 - 33,9/6,0 - |
61,7/4,6 (100,7/2,5) 39,8/4,8 (66,2/2,5) |
- - 41,6/4,5 - |
Грузовые автомобили |
N1 (N2) N3 |
80 (50) 60 |
700 (700) 700 |
- 61,2/5,0 - |
73,5/4,0 (51/2,2) 43,6/4,0 |
- - 45,9/3,7 |
Грузовые автопоезда |
N1 (N2) N3 |
80 (50) 60 |
700 (700) 700 |
63,6/5,0 - 38,5/5,0 |
75,9/4,0 (52,5/2,2) 45,4/4,0 |
- - 47,7/3,7 |
Испытания по определению эффективности рабочей тормозной системы разделяют на три типа: «НОЛЬ», I и II. Испытания типа «НОЛЬ» проводят при «холодных» тормозах, когда температура вблизи поверхности трения тормозного барабана или диска менее 100 оС. Испытания типа I проводят при «горячих» тормозах. Нагрев осуществляют путем предварительных торможений. Испытаниям типа «НОЛЬ» и I подвергаются все типы АТС. Испытаниям типа II подвергаются АТС категории M3 и N3, а также грузовые автопоезда, тягачами которых являются автомобили категории N3. Эти испытания проводятся при «горячих» тормозах, аналогично испытаниям I, и предназначены для определения эффективности рабочей тормозной системы после движения на затяжных спусках. Прогрев тормозных механизмов осуществляется на спуске длиной 6000 м с уклоном i=0,06 при скорости 36±5 км/ч.
Дорожные испытания по определению показателей тормозных свойств проводят при тех же условиях, что и при определении показателей тягово-скоростных свойств с полной нагрузкой автомобиля. Выход автомобиля из коридора шириной 3,5 м и блокирование колес при торможении не допустимы.
Вспомогательная тормозная система должна обеспечивать поддержание постоянной установившейся скорости при затяжном спуске Vт.уст.=30±2 км/ч на уклоне i=0,07. Протяженность спуска 6 км. При торможении двигателем в этих же условиях Vт.уст.30±5 км/ч.
Стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль в покое на уклоне imax не менее: для пассажирских автомобилей – 0,25; для грузовых автомобилей – 0,20; для автопоездов – 0,18.
7.3. Уравнение движения и тормозная диаграмма автомобиля
При торможении автомобиль движется замедленно, поэтому сила инерции Рj=majтδвр становится движущей. Все внешние силы и моменты оказывают сопротивление движению и направлены на увеличение модуля замедления . Исключение составляет лишь сила : при движении на подъем она положительная и способствует замедлению, а на спуске отрицательная и уменьшает замедление. Тогда уравнение движения автомобиля при торможении
. (7.1)
Суммарная тормозная сила Рт может включать составляющие от моментов колесных тормозных механизмов и тормозного момента двигателя . Если при торможении двигатель переводится на холостой ход и не отсоединяется от трансмиссии, то он переходит на тормозной режим (режим принудительного холостого хода). Тогда суммарная тормозная сила
, (7.2)
а момент сопротивления двигателя (Нм)
, (7.3)
где Мк.т=(Мт.м+Мсiтрηтр) – суммарный тормозной момент; Vh=(πD2/4)S – рабочий объем цилиндра, л; n – число цилиндров двигателя; nд – частота вращения коленчатого вала, мин-1.
Максимальная по условию сцепления тормозная сила на колесе при нормальной нагрузке на шину Рz и для всех колес Ртmax
(7.4)
Замедление АТС (м/с2) при торможении:
с включенным сцеплением
(7.5)
с отключенным двигателем
(7.6)
где Кэ – коэффициент эффективности торможения, Кэ=1,2 для легковых автомобилей и 1,3-1,4 для грузовых автомобилей и автобусов; δвр=1+0,04(1+i2кл); δ'вр=1,04.
Максимальный момент тормозного механизма, реализуемый тормозящим колесом, ограничен его сцеплением с дорогой и определяется по выражению
(7.7)
где fт=f – коэффициент сопротивления качению тормозящего колеса.
Максимально возможное замедление автомобиля, при одинаковых дорожных условиях всех колес, достигается, если все тормозные механизмы будут развивать предельные тормозные моменты по сцеплению Мк.тφi. Тогда
и с учетом (7.4) при Рi=0
(7.8)
При экстренном торможении с отсоединенным двигателем и . Тогда максимально возможное замедление приближенно можно определить по зависимости
(7.9)
Процесс торможения во времени описывается зависимостью jт, V=f(t), которые называют тормозной диаграммой (рис. 7.1).
Тормозную диаграмму для экстренного торможения строят с использованием исходных данных и технической характеристики проектируемого автомобиля.
Рисунок 7.1 – Тормозная диаграмма автомобиля
Начало координат t=0 соответствует моменту возникновения ситуации, вынуждающей водителя тормозить. Общая продолжительность процесса торможения включает следующие составляющие:
tp=tp1+tp2 – время психической tp1 и физической tp2 реакции водителя;
tсp=tз+tн – время срабатывания тормозного привода включает время
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.