Организация эксплуатации автотранспортных средств и автоперевозок в строительстве заключается в организации доставки различных строительных грузов в соответствии с планами и графиками материально-технического обеспечения строительных организаций и промышленных предприятий строительной индустрии в целом, их основных производственных цехов, строительных, монтажных и обслуживающих подразделений, а также конкретных строительных объектов и участков производства и производственного обслуживания.
Основными принципами и задачами организации эксплуатации автотранспортных средств и автомобильных перевозок являются:
обеспечение бесперебойной работы подразделений и участков строительных организаций и предприятий строительной индустрии, поставка строительных грузов в необходимом количестве в нужное место в нужный срок;
наиболее полное использование имеющихся транспортных средств по времени и грузоподъемности;
обеспечение минимальных транспортных издержек на получение конечной продукции строительства в виде законченных зданий, сооружений.
Эти задачи и принципы реализуются посредством:
календарного планирования перевозок грузов;
выбора вида транспортного средства по типу и грузоподъемности;
применения соответствующих транспортных схем доставки грузов на объекты;
оптимизации прикрепления мест доставки грузов к местам их получения.
Основой календарного планирования автомобильных перевозок строительных грузов являются:
планы-графики производства строительно-монтажных работ на объектах, планы-графики потребности и поступления строительных конструкций, материалов, изделий и полуфабрикатов на них;
планы-графики производства и выпуска строительных конструкций, изделий и полуфабрикатов на промышленных предприятиях строительной индустрии, в подразделениях и цехах строительных организаций;
планы-графики работы подразделений производственного строительного обслуживания.
На основании и в соответствии с указанными планами-графиками строительные, монтажные организации и их подразделения, промышленные предприятия строительной индустрии и другие организации производственного строительного обслуживания составляют годовые, квартальные, месячные планы-заявки на перевозку грузов, а автотранспортные подразделения или организации
на их основе — графики загрузки транспортных средств и планы грузоперевозок, также рассчитывают количество транспортных средств для перевозки грузов по соответствующим маршрутам. При этом со стороны автотранспортных организаций и подразделений предусматривается наиболее рациональное использование имеющихся у них транспортных средств за счет их выбора по типу и грузоподъемности, за счет применения рациональных транспортных схем доставки грузов.
Выбор вида по типу и грузоподъемности состоит в принятии конкретных транспортных средств для доставки конкретного груза, которые будут максимально использованы по грузоподъемности и будут наиболее экономичны. В основном автотранспортные средства специализированы и особых трудностей в этом плане нет. Однако следует иметь в виду, что в настоящее время недостаточно автомобилей небольшой грузоподъемности и маневренных, а потому нередко используются автомобили большей грузоподъемности при их недозагрузке. В недостаточной степени используются автопоезда для транспортирования сыпучих грузов: песка, щебня, гравия при их массовой перевозке в дорожном строительстве. Часть грузов в строительстве, например полистирольные изоляционные плиты, шлако- и стекловата и изделия из них, имеют малый объемный вес и не позволяют загрузить автомобили по их полной грузоподъемности. Поэтому необходимо дополнительное соответствующее дооборудование для их кузовов.
Понятие транспортной схемы доставки строительных грузов на объекты может трактоваться широко и узко. В узком плане при доставке грузов с позиции более полного использования автотягачей применяют следующие схемы доставки строительных грузов (большей частью специализированных вагонов-платформ для перевозки железобетонных и других конструкций):
маятниковая;
челночно-маятниковая;
челночная.
Маятниковой называют обычную схему доставки груза автомобилями с неотцепляемым кузовом или с другим устройством для размещения груза. По этой схеме время полного оборота автомобильного транспортного средства состоит из времени подачи автомобиля под погрузку, времени нахождения его под погрузкой, времени пробега с грузом, времени нахождения под выгрузкой и времени пробега порожняком либо до места погрузки, либо до места стоянки в конце рабочей смены или дня.
Именно для уменьшения простоя автотягачей под погрузкой и разгрузкой применяют челночно-маятниковую и челночную схемы доставки грузов.
При челночно-маятниковой схеме автотягачу придаются два отцепляемых транспортных устройства, например два панелевоза. Когда автотягач находится под погрузкой с одним прицепным устройством и в пути следования, другое прицепное устройство на месте доставки разгружается. В результате исключается простой автотягача под разгрузкой.
При челночной схеме тягач обслуживает три и более прицепных транспортных устройства. Он не простаивает ни под разгрузкой, ни под погрузкой, немедленно отцепляет пустое прицепное устройство и прицепляет груженое на месте погрузки, затем отцепляет груженое прицепное устройство и прицепляет пустое на месте разгрузки.
В широком плане под транспортной схемой доставки грузов понимают прикрепление автомобилей к соответствующим маршрутам перевозки строительных грузов от мест получения до мест доставки. Эта задача имеет множество вариантов решения, и каждому варианту соответствуют неодинаковые затраты на осуществление перевозок грузов, а потому необходимо найти и принять такой вариант, когда общие затраты на транспорт грузов будут минимальными.
Качество принимаемых решений по прикреплению автомобилей к соответствующим маршрутам транспортных перевозок зависит от опыта составителей схем транспортного обслуживания. В крупных строительных организациях и при осуществлении крупных строек оптимальные планы транспортировки строительных материалов, конструкций и других грузов рассчитываются на компьютерах с использованием экономико-математических методов, специальных алгоритмов и программ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.