Виды транспорта и грузов в строительстве. Выбор вида транспорта и определение потребности в транспортных услугах и транспортных средствах, страница 3

Затем в соответствии со сформированными грузовыми потока­ми по соответствующим видам транспорта и в целом по строи­тельно-монтажной организации определяются объем перевозок и грузооборота.

Определение потребности в транспортных услугах и транспорт­ных средствах. Объем перевозок — это количество груза, который необходимо доставить на строительные объекты и площадки за определенный период времени (год, квартал, месяц), а также на производственные участки строительно-монтажной организации по изготовлению строительных конструкций, деталей, изделий, полуфабрикатов, укрупнительной сборке оборудования и др. Объе­мы перевозок рассчитываются на основании данных о потребно­сти в строительных материалах, конструкциях, оборудовании со­гласно проектно-сметной документации и на основании данных графиков потребности и завоза их согласно календарным планам строительства и производства строительно-монтажных работ. Эти объемы определяются с учетом нахождения отдельных строитель­ных материалов в частичной переработке (цемент, арматурная сталь, лесоматериалы и т.д.).

Грузооборот строительно-монтажной организации или строи­тельной площадки — это объем транспортной работы в тонно-километрах за определенный период времени (например, за год, квартал, месяц, декаду, неделю, сутки, час)

Организация эксплуатации автомобильного транспорта

и автомобильных перевозок в строительстве

Автомобильный транспорт — основной вид транспорта, кото­рый применяется в строительстве. На его долю приходится почти 90 % перевозимых строительных грузов. В России до приватиза­ции государственной собственности весь строительный автомо­бильный транспорт был сконцентрирован в крупных транспорт­ных трестах, объединениях, автобазах строительных министерств и ведомств. Строительно-монтажные организации, промышлен­ные предприятия строительной индустрии, другие организации и хозяйства строительного комплекса получали транспортные средства по заявкам и на основе договоров транспортного обслу­живания.

В настоящее время автомобильный строительный транспорт находится в собственности различных по организационно-право­вой форме хозяйствования транспортных организациях, а также непосредственно в собственности строительно-монтажных орга­низаций и промышленных предприятий строительной индустрии. /Автомобильный транспорт, применяемый во всех отраслях эко­номики, в том числе и в строительстве, подразделяется на транс­порт общего пользования и собственный.

Автомобильным транспортом общего пользования в строительстве перевозятся наиболее массовые грузы. Наличие собственного транспорта в строительно-монтажных орга­низациях обусловлено прежде всего необходимостью в специали­зированных транспортных средствах для перевозки специфических строительных грузов, а также необходимостью оперативного транс­портного обслуживания строительных объектов и участков. Поэто­му строительно-монтажные организации, их транспортные под­разделения, участки обслуживания имеют в наличии и использу­ют как специализированный транспорт, так и транспорт общего пользования.

Строительно-монтажные организации, относящиеся к катего­рии малых, как правило, пользуются услугами организаций транс­порта общего пользования для перевозки наиболее массовых стро­ительных материалов. Для оперативной доставки малогабаритных строительных грузов малыми порциями, строительно-монтажного инструмента, приспособлений и других материалов они могут иметь собственные малотоннажные автомобили.

Строительно-монтажные организации, относящиеся к катего­рии средних, как правило, также пользуются услугами организа­ций транспорта общего пользования. Если они работают в недо­статочно освоенных районах, где нет таких транспортных органи­заций, то они создают свое внутреннее автотранспортное хозяй­ство.

Крупные строительно-монтажные организации и промышлен­ные предприятия строительной индустрии, производящие круп­ногабаритные строительные конструкции, детали, монтажные узлы, предпочитают иметь свои автотранспортные хозяйства с со­ответствующим набором специализированных транспортных средств. и транспортных средств общего пользования. Особенно это касает­ся в настоящее время предприятий и организаций, производящих строительные конструкции и детали, большая часть которых требует специальных средств их поставки клиентам-заказчикам на стро­ительные объекты.

В наибольшей степени указанные транспортные хозяйства фун­кционируют как внутренние подразделения крупных строитель­но-монтажных организаций, промышленных и других предприя­тий и организаций строительной индустрии. Такие транспортные подразделения предоставляют транспорт подразделениям матери­ального снабжения и производственно-технологической комплек­тации, строительным, монтажным и другим подразделениям круп­ных строительных организаций в соответствии с календарными планами и графиками материального обеспечения строительных объектов, цехов по производству конструкций и деталей, созда­нию материальных запасов на складах согласно планам, распоря­жениям и разнарядкам производственно-диспетчерской службы. Планирование и оценка экономических результатов хозяйствова­ния автотранспортного подразделения осуществляются в этом слу­чае централизованно соответствующими службами строительной организации или объединения.

Автотранспортные хозяйства крупных строительных организа­ций, строительных объединений также могут быть полностью хо­зяйственно самостоятельными, иметь свой баланс и расчетный счет в банке. В этом случае транспортное обслуживание подразделения материально-технического снабжения и производственно-техно­логической комплектации, строительных, монтажных и других подразделений крупной производственной строительной структу­ры осуществляется на основании договоров транспортного обслу­живания, заключаемых с указанным внутренним транспортным хозяйством или с другими сторонними транспортными организа­циями. Расчеты с внутренней транспортной организацией ведут­ся, как правило, по внутренним тарифам и ценам, утверждаемым соответствующим (согласно устава) органом управления строи­тельной организации или объединения.