Виды транспорта и грузов в строительстве. Выбор вида транспорта и определение потребности в транспортных услугах и транспортных средствах, страница 2

Таким образом, помимо транспорта общего назначения в строи­тельстве в большом количестве требуются специальные транспор­тные средства и дополнительное оборудование транспортных средств для использования их по определенному назначению. В от­дельных случаях в строительстве требуются и сугубо специализи­рованные транспортные средства для транспортировки негабари­тных грузов на большие расстояния, например готовых емкостей, крупногабаритных монтажных блоков оборудования, не подлежа­щих разборке.

Для перевозки строительных грузов и монтируемого оборудо­вания используются все виды транспорта:

автомобильный;

железнодорожный;

водный;

воздушный.

Наиболее применяемым, мобильным и маневренным видом транспорта в строительстве является автомобильный. Автомобильным транспортом могут перевозиться практически все стро­ительные грузы. Основным преимуществом и особенностью этого транспорта является то, что строительные грузы доставляются им без перегрузки непосредственно на строительные площадки и объекты. В строительстве применяются автомобили различной гру­зоподъемности от 1,5...2 до 120 т с кузовом общего назначения, автосамосвалы, седельные тягачи с полуприцепами различного назначения (фермовозы, панелевозы, плитовозы, блоковозы, сан-техкабиновозы и др.). Для перевозки битумных мастик и битумов, цемента применяются автобитумовозы и автоцементовозы. В связи с тем что строительство осуществляется не только в освоенных районах с наличием автомобильных дорог, но и в неосвоенной местности, то помимо автомобилей, называемых обычно дорож­ными, применяются автомобили повышенной, высокой проходи­мости, внедорожные, способные двигаться и при полном отсут­ствии дорог.

Железнодорожный транспорт нормальной колеи (1524мм) общей железнодорожной сети России применяется в строительстве при транспортировке массовых грузов на большие расстояния, в частности цемента, арматурной стали, лесоматери­алов, керамической плитки, кровельных материалов, лаков и кра­сок в упаковке и др. Перевозка строительных грузов железнодо­рожным транспортом осуществляется в вагонах крытых (разные грузы массового характера, оборудование), полувагонах (металло­прокат, арматурная сталь, сыпучие материалы), вагонах-платфор­мах (кирпич, железобетонные и бетонные конструкции), вагонах-самосвалах, называемых еще думпкарами (камень бутовый, ще­бень, гравий), вагонах-хопперах (цемент), вагонах-цистернах (би­тум и битумные мастики).

Как внутрипостроечный в строительстве (хотя и очень редко) применяется железнодорожный транспорт узкой колеи (750 и 600мм) в тех случаях, когда он имеется на существующих про­мышленных предприятиях или предусматривается проектами стро­ящихся предприятий. Также железнодорожный транспорт узкой колеи применяется в карьерах по добыче камня, гравия, песчано-гравийной смеси, на участках лесоразработки и переработки.

Водный транспорт, в основном речной, применяется в строительстве для перевозок гравийно-песчаных смесей, гравия, песка непосредственно из карьеров, расположенных в прирусло­вой зоне рек. Также водным транспортом могут перевозиться сбор­ные железобетонные, бетонные и другие конструкции, цемент, если заводы-поставщики расположены в приречных районах. Гру­зовой речной транспорт внутреннего пользования состоит из са­моходных и несамоходных судов различного характера. Для пере­возки строительных грузов в основном применяются самоходные и несамоходные баржи и секции — открытые площадки.

Воздушный транспорт используется для доставки стро­ительных грузов в места, недоступные для других видов транспор­та, а также для транспортировки на относительно небольшие рас­стояния к установленному месту, например опор линий электро­передачи, верхних частей телевизионных башен, труб. Средствами воздушного транспорта для грузовых перевозок являются самоле­ты, вертолеты и дирижабли. Транспортные работы с применением средств авиации выполняются с соблюдением требований Воздуш­ного кодекса РФ и других государственных документов, регламен­тирующих летную работу.

Выбор вида транспорта и определение потребности в транспортных услугах и транспортных средствах

Выбор вида транспорта. При выборе вида транспорта для транс­портировки грузов принимаются во внимание прежде всего следу­ющие факторы:

объемы, виды, габаритные размеры и партионность перевози­мых грузов;

дальность и сроки доставки грузов;

условия погрузочно-разгрузочных работ и возможность беспе­регрузочной доставки грузов;

наличие и состояние транспортных путей;

характеристики транспортных средств;

природно-климатические условия (сезонность осуществления завоза, состояние транспортных путей в различные периоды года и др.).

Выбор вида транспорта и транспортных средств производится в следующей последовательности.

Вначале анализируются объемы грузоперевозок, структура и характер перевозимых грузов, условия перевозок, а в итоге опре­деляется возможность применения того или иного вида транспор­та. Затем на этом же этапе, исходя из общих рекомендаций по применению того или иного вида транспорта, определяют те виды транспорта, которые наиболее рациональны для соответствующих грузов, подлежащих транспортированию.

Так, железнодорожный транспорт как более дешевый по срав­нению с автомобильным рационально применять при доставке больших объемов грузов на расстояния не менее 200км. Автомо­бильный транспорт целесообразно применять при перевозке стро­ительных грузов на расстояния до 200 км. В отдельных случаях при большой удаленности строительных объектов и организаций от железнодорожных станций автомобильный транспорт может при­меняться при перевозке и на большие расстояния. Применение

водного транспорта в строительстве как самого дешевого регла­ментировано прилеганием строительной площадки к водным ак­ваториям, продолжительностью сезона навигации, а также нали­чием соответствующего оборудования в портах для погрузки и раз­грузки строительных грузов. Воздушный транспорт вследствие его высокой стоимости применяется только в случае невозможности использования других видов транспорта.

Далее формируются грузовые потоки для перевозки конкретных грузов с использованием соответствующих видов транспорта. При этом может предусматриваться и комбинированное использова­ние различных видов транспорта. Так, часть щебня от одних по­ставщиков может перевозиться только автотранспортом, а часть — железнодорожным или водным транспортом с последующей дос­тавкой от пристани или прирельсового склада на строительную площадку автомобильным транспортом.