Таким образом, помимо транспорта общего назначения в строительстве в большом количестве требуются специальные транспортные средства и дополнительное оборудование транспортных средств для использования их по определенному назначению. В отдельных случаях в строительстве требуются и сугубо специализированные транспортные средства для транспортировки негабаритных грузов на большие расстояния, например готовых емкостей, крупногабаритных монтажных блоков оборудования, не подлежащих разборке.
Для перевозки строительных грузов и монтируемого оборудования используются все виды транспорта:
автомобильный;
железнодорожный;
водный;
воздушный.
Наиболее применяемым, мобильным и маневренным видом транспорта в строительстве является автомобильный. Автомобильным транспортом могут перевозиться практически все строительные грузы. Основным преимуществом и особенностью этого транспорта является то, что строительные грузы доставляются им без перегрузки непосредственно на строительные площадки и объекты. В строительстве применяются автомобили различной грузоподъемности от 1,5...2 до 120 т с кузовом общего назначения, автосамосвалы, седельные тягачи с полуприцепами различного назначения (фермовозы, панелевозы, плитовозы, блоковозы, сан-техкабиновозы и др.). Для перевозки битумных мастик и битумов, цемента применяются автобитумовозы и автоцементовозы. В связи с тем что строительство осуществляется не только в освоенных районах с наличием автомобильных дорог, но и в неосвоенной местности, то помимо автомобилей, называемых обычно дорожными, применяются автомобили повышенной, высокой проходимости, внедорожные, способные двигаться и при полном отсутствии дорог.
Железнодорожный транспорт нормальной колеи (1524мм) общей железнодорожной сети России применяется в строительстве при транспортировке массовых грузов на большие расстояния, в частности цемента, арматурной стали, лесоматериалов, керамической плитки, кровельных материалов, лаков и красок в упаковке и др. Перевозка строительных грузов железнодорожным транспортом осуществляется в вагонах крытых (разные грузы массового характера, оборудование), полувагонах (металлопрокат, арматурная сталь, сыпучие материалы), вагонах-платформах (кирпич, железобетонные и бетонные конструкции), вагонах-самосвалах, называемых еще думпкарами (камень бутовый, щебень, гравий), вагонах-хопперах (цемент), вагонах-цистернах (битум и битумные мастики).
Как внутрипостроечный в строительстве (хотя и очень редко) применяется железнодорожный транспорт узкой колеи (750 и 600мм) в тех случаях, когда он имеется на существующих промышленных предприятиях или предусматривается проектами строящихся предприятий. Также железнодорожный транспорт узкой колеи применяется в карьерах по добыче камня, гравия, песчано-гравийной смеси, на участках лесоразработки и переработки.
Водный транспорт, в основном речной, применяется в строительстве для перевозок гравийно-песчаных смесей, гравия, песка непосредственно из карьеров, расположенных в прирусловой зоне рек. Также водным транспортом могут перевозиться сборные железобетонные, бетонные и другие конструкции, цемент, если заводы-поставщики расположены в приречных районах. Грузовой речной транспорт внутреннего пользования состоит из самоходных и несамоходных судов различного характера. Для перевозки строительных грузов в основном применяются самоходные и несамоходные баржи и секции — открытые площадки.
Воздушный транспорт используется для доставки строительных грузов в места, недоступные для других видов транспорта, а также для транспортировки на относительно небольшие расстояния к установленному месту, например опор линий электропередачи, верхних частей телевизионных башен, труб. Средствами воздушного транспорта для грузовых перевозок являются самолеты, вертолеты и дирижабли. Транспортные работы с применением средств авиации выполняются с соблюдением требований Воздушного кодекса РФ и других государственных документов, регламентирующих летную работу.
Выбор вида транспорта и определение потребности в транспортных услугах и транспортных средствах
Выбор вида транспорта. При выборе вида транспорта для транспортировки грузов принимаются во внимание прежде всего следующие факторы:
объемы, виды, габаритные размеры и партионность перевозимых грузов;
дальность и сроки доставки грузов;
условия погрузочно-разгрузочных работ и возможность бесперегрузочной доставки грузов;
наличие и состояние транспортных путей;
характеристики транспортных средств;
природно-климатические условия (сезонность осуществления завоза, состояние транспортных путей в различные периоды года и др.).
Выбор вида транспорта и транспортных средств производится в следующей последовательности.
Вначале анализируются объемы грузоперевозок, структура и характер перевозимых грузов, условия перевозок, а в итоге определяется возможность применения того или иного вида транспорта. Затем на этом же этапе, исходя из общих рекомендаций по применению того или иного вида транспорта, определяют те виды транспорта, которые наиболее рациональны для соответствующих грузов, подлежащих транспортированию.
Так, железнодорожный транспорт как более дешевый по сравнению с автомобильным рационально применять при доставке больших объемов грузов на расстояния не менее 200км. Автомобильный транспорт целесообразно применять при перевозке строительных грузов на расстояния до 200 км. В отдельных случаях при большой удаленности строительных объектов и организаций от железнодорожных станций автомобильный транспорт может применяться при перевозке и на большие расстояния. Применение
водного транспорта в строительстве как самого дешевого регламентировано прилеганием строительной площадки к водным акваториям, продолжительностью сезона навигации, а также наличием соответствующего оборудования в портах для погрузки и разгрузки строительных грузов. Воздушный транспорт вследствие его высокой стоимости применяется только в случае невозможности использования других видов транспорта.
Далее формируются грузовые потоки для перевозки конкретных грузов с использованием соответствующих видов транспорта. При этом может предусматриваться и комбинированное использование различных видов транспорта. Так, часть щебня от одних поставщиков может перевозиться только автотранспортом, а часть — железнодорожным или водным транспортом с последующей доставкой от пристани или прирельсового склада на строительную площадку автомобильным транспортом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.