Статистические методы обработки результатов измерений и определения характеристик случайных погрешностей, страница 8

где  - точечные оценки систематической составляющей погрешности,

Рис. 4. Пример графического представления в отчете результатов работы в соответствии с вариантом 3а

На графике по форме рис. 4 при каждом заданном значении напряжения должны быть нанесены следующие точки:

-  оценки    систематических составляющих погрешности (на рис. 4 показаны жирными точками), нижняя Δсн и верхняя Δсв границы доверительных интервалов для систематической составляющей погрешности (показаны короткими и тонкими горизонтальными отрезками),

-  положительные и отрицательные значения оценок ) границ интервалов для общей погрешности, содержащей систематическую и случайную составляющие погрешности средства измерений (показаны короткими и жирными горизонтальными отрезками).

Кроме того в отчете следует привести:

-  заключение о наличии или об отсутствии аддитивной и мультипликативной составляющих погрешности,

-  в случае, если проверялась статистическая гипотеза о виде плотности распределения, - заключение об этом.

6.5. Выполнение варианта 36 Программы работы (таблица 5.1).

Эксперимент выполняется вручную по индивидуальному заданию преподавателя. Преподаватель задает:

-  средства измерений - одно в качестве испытуемого, другое - в качестве образцового,

-  образцовое значение (одно х0 или несколько x0j, j = l,2,...,k) измеряемой величины в диапазоне измерения испытуемого средства измерений,

-  количество измерений и методику выполнения измерений,

-  метод оценки систематической составляющей погрешности и значение доверительной вероятности Q, равной 0.8 или 0.95,

-  уровень значимости а из диапазона 0.5-0.2, если преподаватель предусматривает проверку статистических гипотез о виде плотности распределения вероятностей случайной составляющей погрешности,

-  дополнительные указания по оформлению отчета.

Результаты экспериментов студенты заносят вручную с клавиатуры в компьютер в отдельные файлы для каждого из заданных образцовых значений измеряемой величины и присваивают им соответствующие имена.

Затем для статистической обработки результатов экспериментов, вызывают на исполнение программу Iab_l.bat и по запросу компьютера выбирают вариант 3. "Определение характеристик погрешности средств измерений". После этого указывают, что массив выборочных значений будет получен из эксперимента по п. 3.1.5 настоящих методических указаний.

В отчете о лабораторной работе приводятся следующие материалы:

-  перечень средств измерений, участвующих в эксперименте, с указанием испытуемого и образцового и их метрологических характеристик,

-  схема соединений средств измерений и других устройств, участвующих в эксперименте,

-  задание преподавателя и описание заданной методики эксперимента,

-  графики выборочной функции распределения (желательно) и гистограммы (обязательно), по данным из файлов, в которые записаны вариационный ряд и гистограмма (см. п. 7.3); в случае, когда работа выполнялась для нескольких значений измеряемой величины, графики выборочной функции распределения и гистограммы в отчете не приводятся,

-  точечные и интервальные оценки характеристик систематической и случайной составляющих погрешности средства измерений, полученные в результате работы программы Iabl_6_4.exe в соответствии с п.п. 2.4, 3.2.2, 3.3.2,3.3.3,3.3.4 части I[1],

-  границы доверительного интервала  Для общей погрешности, включающей систематическую составляющую, где в соответствии с формулой (3.30) п.3.3.4.2, приведенной в части I лабораторного практикума

    (3)

где - оценка полуширины интервала JP, которая вычисляется в программе по формуле (3.29) части I [1] и представлена на дисплее желтыми цифрами,  -точечная оценка систематической составляющей погрешности,

-  в случае, когда эксперименты выполнялись при нескольких значениях x0j, j=l,2,...,k измеряемой величины, упомянутые выше оценки характеристик погрешности представляются в таблице по форме таблицы 6.3 и графически - по форме графика рис. 4 с соответствующей заменой обозначения напряжения U на обозначение той измеряемой величины, которая была задана преподавателем,