Оптимизация ассортимента услуг, что позволяет повышать рыночную власть производителя услуг.
2) Непрерывное повышение качества предоставления услуги, что способствует росту конкурентоспособности.
3) Обеспечение рентабельности образовательных и иных услуг, что делает их экономически выгодными.
Выделяют 3 уровня услуги:
1. Услуга - основной продукт, т.е. комбинация различных услуг, решающая проблемы клиента.
2. Услуги - сопутствующие товары, т.е. услуги, необходимые потребителям для того, чтобы использовать основной продукт.
3. Услуги - дополнительные товары, которые поддерживают основной товар, придают ему дополнительную пользу и помогают отличить от конкурирующих с ним.
! задание
1.объединитесь в группе по 5-7 человек.
2.опишите в основных терминах маркетинга нужды, потребности и запросы потребителей образовательных услугах (заполните таблицу по примерам № 1,2)
3.в соответствии с теоретическим материалом опишите характеристики образовательной услуги.
4. постройте модель образовательной услуги.
5.подготовьте краткую презентацию мнения группы.
Пример № 1. Заполнение таблицы.
Пример № 2. Заполнение таблицы.
Исследования рынка услуг. Сегментация рынка образовательных услуг.
Определение приоритетов.
Для определения сегмента рынка необходимы исследования рынка. Маркетинговые исследования позволяют снизить неопределенность функционирования компании в конкурентной среде и повысить качество управленческих решений.
Исследование рынка образовательных услуг проводится по 3 основным направлениям:
Данное направление оценки ориентировано на получение необходимой исходной информации о емкости рынка услуг, а именно объемах спроса и предложения, их структуре и динамике изменений.
Оценка конкурентов направлена на изучение основных поставщиков услуг посредством сбора информации, как о самих услугах, так и о компаниях. Необходимо уделить внимание их сильным и слабым сторонам, а также отзывам потребителей.
! задание
1 .объединитесь в группе по 5-7 человек.
2.определите поля конкуренции, имеющее значение для функционирования компании (для основных и дополнительных услуг).
3. определите стратегические группы конкурентов.
4.определите конкурентные преимущества и слабости компании.
5.подготовьте краткую презентацию мнения группы.
Для эффективной деятельности на рынке необходимо удовлетворение потребностей потребителей, следовательно, их выявление и четкое описание является одной из наиболее важных задач при проведении маркетингового исследования. На данном этапе анализа необходимо выявить основные группы клиентов, описать их по основным характеристикам и определить предпочтения. Также следует уделить внимание основным обязанностям и направлениям работы потенциальных потребителей, это поможет более полно удовлетворять потребности целевой группы.
Данное направление исследования нацелено на получение информации о том, какие услуги известны на данном рынке, как организациям, так и индивидуумам, что именно они знают и каких сведений им недостает. Более того, каким образом доходит до потребителей информация, и, соответственно, какие средства продвижения являются наиболее эффективными.
Пример вопроса в анкете по источникам информации.
Какие источники информации Вы использовали при выборе образовательного учреждения (программы)?
* Имеющийся опыт
* Рекомендации друзей и знакомых
* Рекомендации родственников/членов семьи
* Профориентационные беседы
* Специализированные справочники
* Реклама в СМИ (укажите каком ____________________________________________)
* Другое _________________________________________________
Качество проведения маркетинговых исследований определяется соблюдений определенных правил и последовательности.
! задание
1.объединитесь в группе по 5-7 человек.
2.обсудите, какие направления исследований необходимы на настоящем этапе.
3.выберите направление и сформулируйте цель исследования.
4.предложите источники информации.
5.разработайте анкету для получения информации о потребителе образовательных услуг.
Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам:
1. географическое положение;
2. демографические характеристики: пол, возраст, религиозная принадлежность;
3. покупательские отношения и привычки;
4. стиль и уклад жизни, общественный класс.
Любой из параметров может использоваться в качестве основы для сегментирования рынка.
Сегментирование рынка потребителей.
Демографические |
Географические |
Возраст Пол Уровень доходов Состав семьи Отношение к семье |
Регион Житель большого города/ деревенский житель |
Психографические |
Поведенческие |
Образ жизни Ценностные ориентации Привычки Мотивация Принадлежность к определенной социальной прослойке |
Желаемые результаты Чувствительность к цене (в том числе к временным затратам) |
Разновидности сегментирования рынка.
Сегменты рынка должны удовлетворять следующим требованиям:
ü быть определяемыми (размеры сегмента должны быть измеримыми);
ü быть достаточно емкими (по количеству потенциальных клиентов);
ü быть достижимыми с точки зрения маркетинга;
ü быть однородными по потребностям;
ü быть достаточно устойчивыми;
ü представлять потенциальный интерес для образовательного учреждения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.