Диапазон малых значений i (0≤i≤iэ) используется при трогании автомобиля с места и при движении в тяжелых дорожных условиях или в бездорожье при большом сопротивлении движению и низком коэффициенте сцепления.
Таким образом, в эксплуатационном диапазоне гидротрансформатора его передаточное отношение изменяется в пределах iэ≤i≤iм, а коэффициент трансформации момента - в пределах Кт.э≥Кт≥1. Максимальное значение коэффициента трансформации момента Кт0 у автомобильных ГT находится в пределах 2,0-3,5.
Коэффициент λн определяет нагружающие свойства ГT. Вид зависимости λн=f(i) характеризует свойство прозрачности ГТ. Это свойство отображает способность ГТ изменять нагрузку двигателя при изменении сопротивления движению автомобиля. Оно оценивается коэффициентом прозрачности
. (6.7)
Если λн.mах соответствует i>0 (рис. 6.6, а), то это означает, что ГТ имеет одновременно прямую и обратную прозрачность. В этом случае определяют два показателя прозрачности: коэффициент прямой прозрачности Ппр, вычисляемый по формуле (6.7), и коэффициент обратной прозрачности Побр:
. (6.8)
Если на режиме трансформации момента λн=const, то П=1, а ГТ называют непрозрачным. Двигатель с таким ГТ не реагирует на изменение сопротивления движению автомобиля. При П=1-1,2 ГТ считают практически непрозрачным, при П=1,2-1,5 - малопрозрачным, а при П≥1,5 - прозрачным.
6.4. Выбор характеристики и параметров гидродинамической передачи
При выборе гидротрансформатора для проектируемого автомобиля принимают во внимание значения его параметров на характерных режимах работы, учитывают тип, категорию и назначение автомобиля, a также особенности скоростных характеристик двигателя.
Сравнивая между собой безразмерные характеристики существующих образцов гидротрансформаторов, выбирают несколько вариантов, отличающихся высокими значениями параметров. Принимаются во внимание прежде всего максимальный КПД ηгт.max и значения iэ, iм, Кт.э. Параметры iэ и iм характеризуют скоростной интервал рабочей характеристики гидротрансформатора. Чем меньше iэ и больше iм, тем меньшее количество ступеней может иметь коробка передач. Значение Кт.э характеризует уровень преобразования момента в эксплуатационной области характеристики ГТ. С увеличением Кт.э и ηгт.max характеристика динамического фактора автомобиля приближается к идеальной (гиперболической).
Принимается во внимание также прозрачность гидротрансформатора. С двигателями, имеющими большие значения коэффициента приспособляемости по моменту (Км>1,35) целесообразно использовать прозрачные ГT. Для легковых автомобилей при любой характеристике двигателя используют прозрачные гидротрансформаторы. Это обусловлено необходимостью снижения шума двигателя и повышения топливной экономичности при эксплуатации в городских условиях. На грузовых автомобилях большой грузоподъемности с дизельными двигателями применяют малопрозрачные или практически непрозрачные ГТ.
В практике проектирования автомобильных гидродинамических передач получил широкое применение метод, основанный на принципах теории подобия. Для геометрически подобных гидродинамических передач и безразмерные характеристики практически одинаковы. Поэтому, выбрав соответствующий аналог, остается лишь определить оптимальное значение его активного диаметра. Активным диаметром ГП называют наибольший радиальный размер его рабочей полости (круга циркуляции). Крутящий момент насосного колеса гидродинамической передачи определяется по формуле
, (6.9)
где λн - коэффициент момента насосного колеса (безразмерная величина); ρ - плотность рабочей жидкости, кг/м3; Da - активный диаметр ГП, м.
Из формулы (6.9) следует, что функция Мн=f(ωн) представляет собой квадратичную параболу, крутизна которой определяется коэффициентом момента насосного колеса λн и величиной Dа5. Функцию Мн=f(ωн) называют нагрузочной характеристикой ГП. Она определяет нагрузку двигателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.