4. Тягово-скоростные свойства автомобиля
4.1. Оценочные показатели тягово-скоростных свойств
Тягово-скоростные свойства (динамичность) автомобиля характеризуют его способность перевозить грузы или пассажиров с высокой средней скоростью и производительностью в заданных дорожных условиях.
Для оценки тягово-скоростных свойств проектируемого автомобиля используют показатели:
1) максимальная скорость автомобиля Vmax;
2) динамический фактор при максимальной скорости Dv;
3) максимальный динамический фактор на высшей передаче Dв.max, соответствующие ему критическая скорость Vкр.в и величина подъема дороги iв.max, который может преодолеть автомобиль без перехода на пониженную передачу;
4) максимальный динамический фактор на низшей передаче Dн.max и соответствующая ему критическая скорость Vкр.н;
5) максимальный продольный уклон дороги imax, при равномерном движении автомобиля на подъеме;
6) предельный уклон дороги iпр, который может преодолеть автомобиль с разгона;
7) динамический фактор по сцеплению Dφ;
8) составляющие энергетического баланса автомобиля и коэффициент использования мощности двигателя при движении на высшей передаче (ступени);
9) характеристики разгона до заданной Vз или максимальной Vmax скорости движения автомобиля.
Показатели определяют в процессе дорожных и стендовых испытаний автомобиля или моделированием его движения на ЭВМ с использованием динамической характеристики. Дорожные испытания проводят на горизонтальном участке дороги с твердым и ровным (асфальто-бетонным) покрытием в сухую погоду. Продольный уклон дороги не более 0,5 % на участке длиной 50 м, поперечный уклон – не более 3 %. Температура воздуха 5-30 оС, скорость ветра не более 3 м/с, атмосферное давление не ниже 91 кПа, относительная влажность воздуха не выше 95 %. Автомобили полной массой свыше 3,5 т должны иметь полную нагрузку, а до 3,5 т – 50 % от полной, но не менее 180 кг.
Стендовые испытания проводят на специальных стендах, позволяющих имитировать «бегущую дорогу». Автомобиль при этом не подвижен, а его ведущие колеса взаимодействуют с вращающимися беговыми барабанами. Стенды позволяют упростить процесс испытаний и уменьшить затраты на их проведение.
Максимальная скорость Vmax– это наибольшая средняя скорость установившегося движения автомобиля на прямолинейном участке протяженностью 1 км. Ее значение определяют при полной подаче топлива на высшей (или предшествующей) передаче, обеспечивающей достижение наибольшей устойчивой скорости движения. Для грузовых автомобилей значение Vmax установлено Правилами ЕЭК ООН № 68 и ГОСТ 22576-90 и зависит от типа и назначения автомобиля: для одиночных автомобилей полной массой ma<3,5 т Vmax должно быть не менее 110 км/ч; полной массой ma≥3,5 т – не менее 95 км/ч; автопоездов не менее 100 км/ч. Для легковых автомобилей Vmax зависит от класса и составляет: для особо малого класса – до 140 км/ч; малого класса – до 170 км/ч; среднего и большого – до 220 км/ч.
Условная максимальная скорость Vуmax– это средняя скорость на последних 400 м участка дороги в 2000 м при разгоне автомобиля с места. Переключение передач должно производиться при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Время разгона на участках пути 400 и 1000 м фиксируют при разгоне в тех же условиях, в которых определяется Vmax.
Время разгона до заданной скорости tv определяется при тех же условиях. Заданная скорость разгона составляет [1]: для автомобилей всех типов полной массой до 3,5 т Vз=100 км/ч; для грузовых автомобилей, автобусов (кроме городских) полной массой свыше 3,5 т и автопоездов Vз=80 км/ч; для городских автобусов Vз=60 км/ч.
Показатели (2-7) определяют по динамической характеристике автомобиля. Значения imax нормированы: для грузовых автомобилей с полной нагрузкой imax≥0,25; для автопоездов imax≥0,18.
4.2. Тяговый баланс и уравнение движения автомобиля
Оценка тягово-скоростных свойств осуществляется в процессе моделирования прямолинейного движения автомобиля на основе уравнения тягового баланса, отражающего соотношение движущей силы на ведущих колесах Рк и внешних сил сопротивления
Рк=Рf+Рi+Рw+Рj+Рпр. (4.1)
Тяговое усилие Рк (Н) на ведущих колесах образуется при передаче крутящего момента двигателя через трансмиссию и определяется по формуле
(4.2)
Сила сопротивления качению Рf зависит от массы автомобиля ma=mo+mr и коэффициента сопротивления качению fv
(4.3)
Сила сопротивления движению на подъем (спуск) Рi зависит от угла продольного уклона дороги, который обычно не превышает 5-8 град. Модуль этой силы вычисляют по формуле
(4.4)
Сила сопротивления воздуха Pw зависит от лобовой площади автомобиля F=BгНг, коэффициентов сопротивления воздуха Кw и заполнения площади ал (3.21), а также скорости движения V
(4.5)
Скорость движения (м/с) определяется по формуле
. (4.6)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.