, (4.19)
где kφ - коэффициент сцепной массы: kφ=mφ/ma; mφ - масса, приходящаяся на ведущие колеса автомобиля-тягача (сцепная масса).
Номограмма нагрузки (сплошные линии) отображает зависимости между Dап, Dа и коэффициентом нагрузки Н=mап/ma. Параллельно оси абсцисс Н можно провести ось nпр, установив соотношение между количеством прицепов nпр выбранной грузоподъемности и Н. Номограмма контроля буксования (штриховые линии) отображает зависимости Dφап и Н при заданном kφ. На рисунке 4.3 она построена для kφ=0,67, т.е. для двухосного тягача с колесной формулой 4х2. Номограммы дают возможность осуществить обоснованный выбор количества прицепов для эффективной работы автопоезда в заданных эксплуатационных условиях. Рассмотрим при меры их использования.
Рисунок 4.3 - Динамическая характеристика автопоезда
Предположим, необходимо определить скорости движения одиночного автомобиля и автопоездов с одним и двумя прицепами при ψ=0,05. Построение для этого случая показаны линиями со стрелками. Одиночный автомобиль сможет двигаться на IV передаче со скоростью Vа=29 м/с, автопоезд одним прицепом - также на IV передаче, но со скоростью V1пр=23,5 м/с, а с двумя прицепами - на III передаче со скоростью V2пр=18 м/с.
Определим далее возможность движения автопоезда с одним прицепом по грунтовой дороге после дождя (f=0,05-0,15; φх=0,2-0,4). Для этого проведем вертикальную линию, соответствующую nпр=1, до пересечения с линиями Dап=ψ. Движение без буксования ведущих колес возможно, если Dφап>ψ. Полагая ψ=f, находим, что при f=0,05 достаточно иметь φx=0,14; при f=0,1-φх≥0,3; при f=0,15-φх≥0,46. Следовательно, при f≥0,1 движение автопоезда практически невозможно из-за недостаточного сцепления ведущих колес с дорогой. При f=0,05 автопоезд сможет преодолевать уклоны imax=Dφап-f≤0,04(2,25 o).
Теперь определим возможное количество прицепов для работы в условия ψmax=0,1 и φx=0,4-0,6. При двух прицепах в этом случае необходимо, чтобы φx≥0,55, а для одного - достаточно φx=0,3. Следовательно, уверенная работа возможна с одним прицепом.
4.4. Оценка тягово-скоростных свойств (динамичности) автомобиля
По динамической характеристике определяют показатели тягово-скоростных свойств и дают оценку эффективности использования автомобиля в конкретных условиях.
Максимальный динамический фактор на высшей передаче Dвmax определяет максимальную величину уклона дороги, который может автомобиль преодолеть без перехода на пониженную передачу, а соответствующая ему критическая скорость Vкр.в ограничивает диапазон скоростей устойчивого движения автомобиля на высшей передаче
(4.20)
(4.21)
Устойчивое движение автомобиля на высшей передаче в диапазоне сохраняется при выполнении условия При этом его замедление с увеличением от fv до ψ1=fv+i или ускорение с понижением ψ до ψ2=fv-i определяется из выражения
(4.22)
Условие устойчивого движения автомобиля по возможности двигателя на каждой передаче запишется в виде
(4.23)
Максимальный динамический фактор на низшей передаче Dнmax определяет максимальное дорожное сопротивление, характеризуемое коэффициентом ψmax, которое может автомобиль преодолеть при достаточном сцеплении ведущих колес с дорогой. Значение динамического фактора по сцеплению Dψ выражается по формулам:
для заднеприводного автомобиля
(4.24)
для переднеприводного автомобиля
(4.25)
у полноприводного автомобиля
(4.26)
где l1 и l2 – расстояние от центра масс автомобиля до передней и задней оси соответственно; , – коэффициенты перераспределения нормальных реакций по осям автомобиля.
Если , то условие устойчивого движения автомобиля принимает вид
(4.27)
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем при движении с постоянной скоростью на нижней ступени определяется как
(4.28)
При углах подъема, не превышающих 10 град.
(4.29)
Предельный подъем
(4.30)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.