Тягово-скоростные свойства автомобиля. Оценочные показатели тягово-скоростных свойств. Тяговый баланс и уравнение движения автомобиля, страница 5

где Vmax – скорость (км/ч) автомобиля в начале подъема; VкрI – критическая (соответствующая Dнmax) скорость автомобиля на первой передаче; Sп – длина преодолеваемого подъема, м.

4.5. Энергетический баланс автомобиля

Энергетический баланс автомобиля позволяет анализировать затраты мощности двигателя на преодоление сопротивлений движению, обусловленных внешними и внутренними воздействиями. Эффективная мощность двигателя Nе затрачивается на привод вспомогательного оборудования двигателя и механизмов управления автомобилем Nво, на преодоление сил трения в трансмиссии Nтр, сопротивления качению Nf, уклона дороги Ni, сопротивления воздуха Nw и на разгон Nj.

Уравнение энергетического баланса автомобиля без прицепа

Nе=Nво+Nтр+Nf+Ni+Nw+Nj.                        (4.31)

Мощность двигателя (Вт) для любого скоростного режима работы

Nекπnд/30.

Затраты мощности на привод вспомогательного оборудования двигателя и механизмов управления вычисляются по формуле

Nв.ов.оNe,                                        (4.32)

а потери в трансмиссии

Nтр=Ne(1-Кв.о)(1-ηтр).                         (4.33)

Затраты мощности на преодоление сопротивления качению и подъему определяются по выражениям:

                                      (4.34)

Сумма  представляет затраты мощности на преодоление суммарного дорожного сопротивления. При определении  следует учитывать, что на подъеме i – положительное, а на спуске – отрицательное.

Затраты мощности на преодоление сопротивления воздуха рассчитываются по формуле

                            (4.35)

Мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля, равна

                                    (4.36)

К ведущим колесам автомобиля при равномерном движении от двигателя подводится мощность

                        (4.37)

Используя результаты тягового расчета по уравнению (4.31) можно рассчитать составляющие и построить график энергетического баланса автомобиля. На рисунке 4.4 показан характер изменения составляющих энергетического баланса автомобиля на высшей передаче при  (i=0) и  при i2=0,04.

По результатам расчетов и графику энергетического баланса можно определить коэффициент использования мощности двигателя И при равномерном движении автомобиля с массой mа на основных скоростных режимах (Vкр, Vр, Vmax) в дорожных условиях, характеризуемых коэффициентом ψ=fv+i.

Коэффициент использования мощности двигателя И – это отношение мощности, необходимой для равномерного движения автомобиля в заданных условиях (мощности нагрузки Nд.н), к мощности Nе, которую может развивать двигатель при полной нагрузке на заданном скоростном режиме nд, т.е. при работе по внешней скоростной характеристике:

                (4.38)

Рисунок 4.4 – График энергетического баланса автомобиля на высшей передаче (i1=0; i2=0,04)

Значения И, для сравнения с расчетами, определяют также и по графику. Например, при скорости Vкр и ψ=ψ2

                         (4.39)

При разгоне автомобиля с максимальной интенсивностью и при достижении максимальной скорости Vmax двигатель работает по внешней скоростной характеристике. В этом случае И=1.

4.6. Разгон автомобиля

Продолжительность равномерного движения автомобиля, в зависимости от условий эксплуатации, составляет 15-60 % от общего времени его работы. Остальное время приходится на ускоренное движение (разгон), а также на движение накатом и торможение. Для достижения высокой средней скорости в условиях неравномерного движения автомобиль должен обладать высоким показателем приемистости. Приемистость оценивается временем разгона tк до заданной скорости Vз, на заданном пути и на высшей передаче. Характеристики разгона представляют собой графические зависимости изменений скоростиV и пути S от времени t.

Ускорение при разгоне автомобиля с учетом (4.11) вычисляют по формуле

        (4.40)

или

                       (4.41)

и строят графики j=f(V) на всех передачах (рис. 4.5).

Примерные значения максимальных ускорений для различных типов автомобилей приведены в таблице 4.1.

Рисунок 4.5 – Графики ускорений автомобиля

Таблица 4.1 – Значения максимальных ускорений, м/с2