Преимущества вербализации проблем в консультировании (придание реальности несформулированным мыслям; отделение себя от окружающего мира, мира своих эмоций и мыслей; возможность критической оценки, ситуации).
Основания дифференциации психологических проблем (установление симптомов; установление их причин; поиск способов лечения этих симптомов).
Преимущества психологического диагноза в консультировании (прогноз дальнейшего развития нарушения; определение стратегий помощи; сотрудничество профессионалов; границы научно-исследовательских работ).
Проблемы психологического диагноза в консультировании (игнорирование субъективного значения событий; стеретипизация, игнорирование сложности человека; принижение человека в рамках диагностических категорий; сужение поля зрения консультанта рамками поставленного диагноза; способ поведения клиента по поставленному диагнозу и оценка его поведения).
Опасности диагностики в консультировании (ошибочные выводы в результате недостаточных данных; уход от настоящего (поведение, установки) в прошлое (жизнь); соблазн передовериться результатам тестирования; акцент на патологических реакциях клиента и отсутствие интереса к здоровым и творческим аспектам его жизни; оценочная установка в отношении клиента; дистанция между консультантом и клиентом).
тема 30. психологический анамнез.
Демографическая информация в психологическом анамнезе (возраст, семейное положение, профессия, образование).
Обозначение актуальных проблем и нарушений в психологическом анамнезе (возникновение, развитие и продолжительность проблем, события в жизни, обусловленные проблемами; возраст в котором возникла причина обращения клиента; предшествующие попытки разрешения проблем; употребление лекарств; семейный анамнез).
Психосоциальный анамнез (детство, дошкольный период, средний детский возраст, отрочество и юность, взрослый возраст).
Причины разного представления о клиенте на основе психологического анамнеза консультантов (различный характер опроса; разное влияние консультантов дает различные ответы; фиксация разных аспектов поведения; различная интерпретация информации).
Тема 31. использование тестов в психологическом консультировании.
Перечень действий внедрения тестирования в консультировании (выбор необходимой информации, доступной с помощью тестов; знакомство с разными типами тестов; рекомендация нужных тестов; мнение пациента по поводу выбранных тестов; обсуждение причин выбора клиентами определенных тестов; объяснение клиентам целей тестов, целесообразность их использования, ограничений; ознакомление клиента с результатами тестирования и совместное их обсуждение; предоставление возможности клиентам самим делать выводы).
Тема 32. Этические принципы психологического консультирования
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту (внимание, поддержка, понимание и помощь).
Ориентация на нормы и ценности клиента.
Запрет давать советы («излишняя» ответственность консультанта).
Анонимность.
Разграничение личных и профессиональных отношений (опасности переноса и контрпереноса).
Включенность клиента в процесс консультирования (сохранение интереса пациента).
Литература
1. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М.: академический Проект; ОППЛ, 2002. – 464 с. – (Серия Caude amus).
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. – 208 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).
3. Абрамова Г.С. Практическая психология. Издание третье, стереотипное. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – 368 с.
4. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с., ил.
5. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты./Ред. и сост. У.С.Сахакиан. – Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, изд-во ЭКСМО – Пресс. 2000. – 624 с. (Серия «Мир психологии»).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.