Определение и цели психологического консультирования. Психологическое консультирование и психотерапия. Теории личности в психологическом консультировании, страница 4

Тема 11. Гипотезы в психологическом консультировании.

Определение понятия гипотезы в психологическом консультировании (варианты конструктивных позиций в ситуации, способы переориентации клиента в его отношении к проблеме).

Формулирование и выражение гипотезы (интерпретация). Проверка и подтверждение гипотезы (уточняющие и конкретизирующие вопросы, формулировки, закрытые вопросы).

Принципы отбора обсуждаемых ситуаций для проверки гипотезы (связь с жалобами клиента, типичность, частота повторений, развернутость).

Тема 12. оказание психокоррекционного воздействия в психологическом консультировании

Определение понятия психокоррекционного воздействия в психологическом консультировании (попытка изменить отношение клиента к себе, к собственному поведению).

Методы психокоррекционного воздействия (акцентирование противоречий, обсуждение выгодности симптома, обсуждение и выбор альтернатив, взгляд на ситуацию глазами других, использование парадоксальных вопросов.

тема 13. Завершение психологического консультирования

Основные составляющие этапа завершения консультативной беседы (подведение итогов, обсуждение дальнейших отношений, прощание).

Логическое завершение беседы.

Обсуждение дальнейших отношений с клиентом (планирование повторных встреч, переадресация клиента, домашние задания).

Тема 14. Постановка вопросов в психологическом консультировании.

Различия в характеристиках открытых и закрытых вопросов.

Открытые вопросы

Закрытые вопросы

Позволяют обсуждать

Дают конкретную информацию

Расширяют, углубляют контакт

Ограничивают контакт

Побуждают к исследованию себя

Предполагают подтверждение или отрицание («да», «нет»).

Передают клиенту ответственность

Основные моменты использования открытых вопросов (начало беседы, побуждение к продолжению беседы, иллюстрация проблем примерами, концентрация внимания на чувствах).

Проблемы чрезмерного расспрашивания клиента (ожидание вопроса у клиента, перекладывание ответственности за консультанта, обсуждение фактологии жизни, уничтожение подвижного характера беседы).

Правила постановки вопросов (констатация факта – «кто? что?»; ориентация на человека – «как?»; провокация защит – «почему?»; избегание одновременной постановки нескольких вопросов; избегание постановки одного вопроса в разных формулировках; озвучивание окончательного варианта вопроса; избегание опережения вопросом ответа клиента).

Задания, направленные на освоение метода постановки вопросов в консультировании (см. приложение к программе).

Тема 15. использование пауз молчания в психологическом консультировании

Цели выдерживания пауз молчания в психологическом консультировании (увеличение взаимопонимания с клиентом, предоставление возможности клиенту «погрузиться» в себя; возложение ответственности на клиента; обдумывание происходящего консультантом и формулирование вопросов; выделение важных моментов беседы; поиск, взвешивание; оценка беседы клиентом; поиск выхода из создавшегося тупика, новые направления беседы; глубокое обобщение без слов).

Паузы молчания клиента в психологическом консультировании (выражение замешательства; надежды на продолжение беседы со стороны; сопротивление процессу консультирования; поверхностный уровень беседы с целью избегания обсуждения важных вопросов).

Продолжительность пауз (1-2 минуты). Особенности прерывания консультантом молчания клиента (ответственность клиента за прекращение молчания).

Тема 16. Приближение к разговорной речи клиента в психологическом консультировании.

Избегание терминологии в речи консультанта.

Использование слов и выражений из речи клиента.

тема 17. использование кратких и точных высказываний консультанта в психологическом консультировании.