Определение и цели психологического консультирования. Психологическое консультирование и психотерапия. Теории личности в психологическом консультировании, страница 3

Консультативный контакт в гуманистическом направлении (искренность, теплота, эмпатия, уважение и поддержка консультанта самопроизвольно меняют клиента).

Определение понятия перенос в психологическом консультировании (повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми). Виды переноса (положительный, отрицательный). Условия возникновения переноса (нейтральность и неопределенность консультанта).

Причины отсутствия работы с переносом (искаженное восприятие реальности у клиента, кратковременность встреч, отсутствие альянса, толерантности клиента к тревоге и фрустрации и адаптивные цели консультации). Проблемы неразрешенного переноса (любовь или ненависть к консультанту). Формы выражения положительного переноса (подарки, опаздывание, цитирование слов и т.д.).

Определение понятия контрпереноса в консультировании (проецирование консультантом своих проблем на предоставленный клиентом материал). Причины контрпереноса (желание консультанта понравиться, боязнь потери клиента, эротические чувства, желание быть пророком и давать советы).

Тема 8. Терапевтический климат. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата.

Физические компоненты терапевтического климата:

1.  Оборудование места консультирования (месторасположение кабинета, обстановка и оборудование)

2.  Расположение консультанта и клиента в пространстве (посадка, дистанция, случаи прикосновения к клиенту)

3.  Структурирование консультативного времени (способы установления пределов, границ времени, заключение контракта, определение частоты встреч).

Эмоциональные компоненты терапевтического климата:

1.  Условия создания обоюдного доверия (интерес и внимание к клиенту, возможность высказаться, отсутствие любопытства, соблюдение тайны, безоценочное безусловное принятие клиента).

2.  Конгруэнтность консультанта (умение быть собой, соответствие чувств, высказываний и невербального поведения, спонтанность).

3.  Эмпатия (способность сопереживать и понимать).

4.  Безусловное уважение клиента (постоянство принятия).

Тема 9. Навыки поддержания консультативного контакта.

Невербальное общение:

1.  Невербальное поведение и структурирование времени (опознание, приоритеты).

2.  Невербальное общение с использованием тела (контакт глаз, кожа, поза, выражение лица, руки и жесты, манипулирование своим телом, монотонное поведение, командные сигналы, прикосновение).

3.  Невербальное общение и структурирование окружения (дистанция, обстановка, одежда, позиция в пространстве).

Параречивые элементы (тон, интервалы между словами, акценты, дикция, паузы, повторы, покашливание). Несоответствие вербального и невербального поведения. Условия физического пребывания вместе (контакт глаз, открытая поза, периодически наклоняться, быть расслабленным).

Вербальное общение:

1.  Слушание клиента (внимание, заинтересованность, понимание, раскрепощение, наблюдательность).

2.  Активное слушание (ассоциации, вопросы, поощрение).

Упражнение, направленное на установление и поддержание контакта в консультировании (см. приложение к программе)

тема 10. начало психологического консультирования. Расспрос клиента.

Встреча клиента. Знакомство. Создание доверительной обстановки. Информирование клиента о консультировании. Преодоление первичного сопротивления клиента.

Направления работы на данном этапе (поддержание контакта, стимулирование клиента на рассказ, целенаправленное развитие беседы, осмысливание  сказанного клиентом).

Причины отказа от консультирования (некомпетентность консультанта, различие личностей клиента и консультанта, их дружеские, родственные связи, отказ клиента от консультирования, неэффективность консультирования).

Условия переадресации клиента (конкретный специалист, подробное информирование о конкретном специалисте, передача коллеге информации о клиенте, получение подтверждения переадресации клиента).