Консультативный контакт в гуманистическом направлении (искренность, теплота, эмпатия, уважение и поддержка консультанта самопроизвольно меняют клиента).
Определение понятия перенос в психологическом консультировании (повторение в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных в прошлом со значимыми людьми). Виды переноса (положительный, отрицательный). Условия возникновения переноса (нейтральность и неопределенность консультанта).
Причины отсутствия работы с переносом (искаженное восприятие реальности у клиента, кратковременность встреч, отсутствие альянса, толерантности клиента к тревоге и фрустрации и адаптивные цели консультации). Проблемы неразрешенного переноса (любовь или ненависть к консультанту). Формы выражения положительного переноса (подарки, опаздывание, цитирование слов и т.д.).
Определение понятия контрпереноса в консультировании (проецирование консультантом своих проблем на предоставленный клиентом материал). Причины контрпереноса (желание консультанта понравиться, боязнь потери клиента, эротические чувства, желание быть пророком и давать советы).
Тема 8. Терапевтический климат. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата.
Физические компоненты терапевтического климата:
1. Оборудование места консультирования (месторасположение кабинета, обстановка и оборудование)
2. Расположение консультанта и клиента в пространстве (посадка, дистанция, случаи прикосновения к клиенту)
3. Структурирование консультативного времени (способы установления пределов, границ времени, заключение контракта, определение частоты встреч).
Эмоциональные компоненты терапевтического климата:
1. Условия создания обоюдного доверия (интерес и внимание к клиенту, возможность высказаться, отсутствие любопытства, соблюдение тайны, безоценочное безусловное принятие клиента).
2. Конгруэнтность консультанта (умение быть собой, соответствие чувств, высказываний и невербального поведения, спонтанность).
3. Эмпатия (способность сопереживать и понимать).
4. Безусловное уважение клиента (постоянство принятия).
Тема 9. Навыки поддержания консультативного контакта.
Невербальное общение:
1. Невербальное поведение и структурирование времени (опознание, приоритеты).
2. Невербальное общение с использованием тела (контакт глаз, кожа, поза, выражение лица, руки и жесты, манипулирование своим телом, монотонное поведение, командные сигналы, прикосновение).
3. Невербальное общение и структурирование окружения (дистанция, обстановка, одежда, позиция в пространстве).
Параречивые элементы (тон, интервалы между словами, акценты, дикция, паузы, повторы, покашливание). Несоответствие вербального и невербального поведения. Условия физического пребывания вместе (контакт глаз, открытая поза, периодически наклоняться, быть расслабленным).
Вербальное общение:
1. Слушание клиента (внимание, заинтересованность, понимание, раскрепощение, наблюдательность).
2. Активное слушание (ассоциации, вопросы, поощрение).
Упражнение, направленное на установление и поддержание контакта в консультировании (см. приложение к программе)
тема 10. начало психологического консультирования. Расспрос клиента.
Встреча клиента. Знакомство. Создание доверительной обстановки. Информирование клиента о консультировании. Преодоление первичного сопротивления клиента.
Направления работы на данном этапе (поддержание контакта, стимулирование клиента на рассказ, целенаправленное развитие беседы, осмысливание сказанного клиентом).
Причины отказа от консультирования (некомпетентность консультанта, различие личностей клиента и консультанта, их дружеские, родственные связи, отказ клиента от консультирования, неэффективность консультирования).
Условия переадресации клиента (конкретный специалист, подробное информирование о конкретном специалисте, передача коллеге информации о клиенте, получение подтверждения переадресации клиента).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.