Постановка кратких вопросов в контексте беседы.
Использование уточняющих фраз и вопросительных слов в контексте беседы.
Тема 18. Использование одобрения и успокаивания клиента в психологическом консультировании
Проявление консультантом реакций одобрения в контексте беседы.
Использование кратких фраз согласия или понимания в контексте беседы.
Проблемы чрезмерного успокаивания (ограничение самостоятельности клиента в решении проблем; зависимость от консультанта, ощущение недостатка эмпатии консультанта).
Задания, направленные на освоение техники одобрения, успокаивания и поддержки в консультировании (см. приложение к программе).
Тема 19. Анализ эмоциональных переживаний клиента
в психологическом консультировании.
Двуплановость рассказа клиента (объяснения, эмоциональные переживания). Выделение плана эмоциональных переживаний клиента. Способы анализа эмоциональных переживаний клиента (специальные вопросы). Помощь клиенту в анализе его переживаний.
Тема 20. использование альтернативных формулировок в психологическом консультировании.
Цели использования альтернативных формулировок (стимулирование ответа клиента, демонстрация некоторых его образцов). Зависимость формулирования альтернатив от теоретической ориентации консультанта (психологической, поведенческой, гуманистической). Количество предлагаемых альтернатив (2-3 формулировки).
Задания, направленные на поиск альтернативных решений
в консультировании (см. приложение к программе).
Тема 21. Отражение чувств клиента в психологическом консультировании.
Определение понятия отражение чувств в консультировании (концентрация на субъективных аспектах признания клиента через вычленение в его речи наиболее значимых слов).
Цели отражения чувств в консультировании (разобраться в чувствах, приблизиться к глубоким переживаниям, полнее, интенсивнее, глубже их испытать).
Принципы отражения чувств в консультировании (полная и точная их идентификация; выдача в контексте консультирования; акцент на чувствах, вызывающих проблемы или поддерживающих и помогающих клиенту; переадресация клиента к самому себе через выражение чувств консультанта; помощь клиенту в контроле своих чувств).
Задания, направленные на отражение чувств клиента в консультировании (см. приложение к программе).
Тема 22. Использование уточняющих и углубляющих формулировок в психологическом консультировании.
Определение понятия уточняющие и углубляющие формулировки в психологическом консультировании (точная характеристика состояния клиента).
Цели уточняющих и углубляющих формулировок (расширение области осознаваемого клиентом переживания, подготовка почвы для коррекционного воздействия).
Тема 23. использование перефразирования и обобщения в психологическом консультировании
Определение понятия перефразирование в психологическом консультировании (изменение жалобы клиента так, что то что было основанием для беспокойства, становится причиной положительных эмоций).
Цели перефразирования (понимание консультантом проблем клиента; кристализация мысли клиента; проверка правильного понимания слов клиента).
Правила перефразирования в консультировании (перефразирование основной мысли; избегание ее искажения и замены; избегание дословного повторения высказываний клиента).
Цели обобщения в психологическом консультировании (систематизация мыслей клиента; побуждение к рассмотрению значимых тем, выдерживание последовательности консультирования).
Случаи использования обобщения в психологическом консультировании (структурирование начала беседы в целях объединения ее с прежними; долгая и запутанная речь клиента; исчерпанность одной темы и переход к следующей, определение направленности беседы; выделение основных моментов беседы; домашние задания).
Задания, направленные на освоение техники перефразирования и обобщения в консультировании (см. приложение к программе).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.