Определение и цели психологического консультирования. Психологическое консультирование и психотерапия. Теории личности в психологическом консультировании, страница 5

Постановка кратких вопросов в контексте беседы.

Использование уточняющих фраз и вопросительных слов в контексте беседы.

Тема 18. Использование одобрения и успокаивания клиента в психологическом консультировании

Проявление консультантом реакций одобрения в контексте беседы.

Использование кратких фраз согласия или понимания в контексте беседы.

Проблемы чрезмерного успокаивания (ограничение самостоятельности клиента в решении проблем; зависимость от консультанта, ощущение недостатка эмпатии консультанта).

Задания, направленные на освоение техники одобрения, успокаивания и поддержки в консультировании (см. приложение к программе).

Тема 19. Анализ эмоциональных переживаний клиента

в психологическом консультировании.

Двуплановость рассказа клиента (объяснения, эмоциональные переживания). Выделение плана эмоциональных переживаний клиента. Способы анализа эмоциональных переживаний клиента (специальные вопросы). Помощь клиенту в анализе его переживаний.

Тема 20. использование альтернативных формулировок в психологическом консультировании.

Цели использования альтернативных формулировок (стимулирование ответа клиента, демонстрация некоторых его образцов). Зависимость формулирования альтернатив от теоретической ориентации консультанта (психологической, поведенческой, гуманистической). Количество предлагаемых альтернатив (2-3 формулировки).

Задания, направленные на поиск альтернативных решений

в консультировании (см. приложение к программе).

Тема 21. Отражение чувств клиента в психологическом консультировании.

Определение понятия отражение чувств в консультировании (концентрация на субъективных аспектах признания клиента через вычленение в его речи наиболее значимых слов).

Цели отражения чувств в консультировании (разобраться в чувствах, приблизиться к глубоким переживаниям, полнее, интенсивнее, глубже их испытать).

Принципы отражения чувств в консультировании (полная и точная их идентификация; выдача в контексте консультирования; акцент на чувствах, вызывающих проблемы или поддерживающих и помогающих клиенту; переадресация клиента к самому себе через выражение чувств консультанта; помощь клиенту в контроле своих чувств).

Задания, направленные на отражение чувств клиента в консультировании (см. приложение к программе).

Тема 22. Использование уточняющих и углубляющих формулировок в психологическом консультировании.

Определение понятия уточняющие и углубляющие формулировки в психологическом консультировании (точная характеристика состояния клиента).

Цели уточняющих и углубляющих формулировок (расширение области осознаваемого клиентом переживания, подготовка почвы для коррекционного воздействия).

Тема 23. использование перефразирования и обобщения в психологическом консультировании

Определение понятия перефразирование в психологическом консультировании (изменение жалобы клиента так, что то что было основанием для беспокойства, становится причиной положительных эмоций).

Цели перефразирования (понимание консультантом проблем клиента; кристализация мысли клиента; проверка правильного понимания слов клиента).

Правила перефразирования в консультировании (перефразирование основной мысли; избегание ее искажения и замены; избегание дословного повторения высказываний клиента).

Цели обобщения в психологическом консультировании (систематизация мыслей клиента; побуждение к рассмотрению значимых тем, выдерживание последовательности консультирования).

Случаи использования обобщения в психологическом консультировании (структурирование начала беседы в целях объединения ее с прежними; долгая и запутанная речь клиента; исчерпанность одной темы и переход к следующей, определение направленности беседы; выделение основных моментов беседы; домашние задания).

Задания, направленные на освоение техники перефразирования и обобщения в консультировании (см. приложение к программе).