«Скажи наркотикам «Нет!», «Скажи жизни «Да!»

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Содержание работы

            Уральский государственный педагогический университет

                       Кафедра общей и социальной педагогики

                                                                               Ширшов В.Д.

                                                                               Ширшов С.В.

                                  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                                         «Скажи наркотикам «НЕТ!»

                                             «Скажи жизни «ДА!»

                                                              Екатеринбург 2001

Методические рекомендации одобрены учебно-методическим Советом Уральского государственного педагогического университета

Составители:

-  доктор педагогических наук, профессор Ширшов В.Д.

-  кандидат педагогических наук, доцент Ширшов С.В.

Рецензенты:

-  кандидат педагогических наук, доцент Доценко И.Г.

-  кандидат педагогических наук, доцент Ларионова И.А.

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На человечество надвигается страшная беда – наркомания! Мы все несем ответственность за то, чтобы обеспечить нашим детям жизнь без наркотиков. Вряд ли найдется человек, который бы не слыхал о том вреде, который приносит людям употребление наркотиков. Однако признаемся себе, мы все плохо знаем, что такое наркотики и как они влияют на организм человека.

Чтобы восполнить этот пробел, мы рекомендуем использовать материалы информационного пакета «Drugbox», которые изданы в Швеции доктором биологии Моникой Вестин. Этот информационный пакет рекомендован специалистам, работающим в сфере профилактики наркомании.

Автор информационного пакета    справедливо считает, что учебные курсы, лекций делают лишь поверхностные знания по наркотикам  и не формируют негативное отношение к  самому первому употреблению наркотиков. Более эффективной формой  получения знаний по наркотикам является совместное обсуждение содержания информационного пакета в духе сотрудничества. Если в вашем распоряжении нет книг «Drugbox», то в крайнем случае при подготовке «круглых столов» можно использовать содержащиеся материалы из наших методических рекомендаций и из других источников.

Исходя из российской специфики, нам представляется, что оптимальной формой  формирования отрицательного отношения подрастающего поколения к наркотикам является такая форма организации занятий как ”круглый стол”, где каждый участник должен иметь равные возможности высказать то, что он думает по тому или другому вопросу.

Занятия  “круглого стола” рекомендуется провести в каждом  классе средней школы (а также в каждой группе студентов колледжей, лицеев и высших учебных заведений), клубах по месту жительства, библиотеках, других учреждениях, работающих с детьми, подростками и молодежью,  когда участники «круглого стола» хорошо читают и могут рассказать своим товарищам основное содержание предложенной темы. Для повышения эффективности занятий «круглого стола» рекомендуется в состав одной группы включать по возможности не более 10-15 человек.

В данных «Методических рекомендациях» мы предлагаем  вариативную   структуру занятий исходя из наличия учебных материалов, свободного времени на их проведение, а также  необходимости сохранения постоянного состава участников занятий. При наличии  иных условий, руководители «круглых столов» могут вносить свои корректуры в организацию и тематику занятий.

Руководителями  «круглых столов» должны быть хорошо подготовленные учителя и преподаватели. Задача руководителя к первой встрече изучить книгу из серии «Drugbox» «Наркотики: информация для учителей и других специалистов».

 Эффективность «круглых столов» увеличится, если руководитель предварительно поговорит с сотрудниками правоохранительных органов и работниками здравоохранения о том, что им известно об употреблении наркотиков среди детей, подростков и молодежи   вашего города, района и области.

Во время проведения «круглого стола» руководитель должен следить за тем, чтобы все участники имели возможность высказаться и сдерживать тех, кто говорит слишком долго. Кроме того, он организует работу «знатоков-экспертов», снабдив их предварительно литературой по конкретной теме будущего «круглого стола». Наукой доказано, что человек лучше понимает и усваивает социальную проблему или вопрос, когда сам говорит об этом и доказывает справедливость своих слов.

Так как участники «круглого стола» обсуждают очень серьезную социальную, медицинскую и психологическую проблему «Наркомания», естественно возникает желание что-нибудь сделать практически, как-то изменить ситуацию. В этом плане желание перемен – важный результат работы «круглого стола». Поэтому разговор о том, какие меры стоит предпринять, должен занимать значительное место в работе. При этом может оказаться, что у некоторых участников имеется собственный опыт или они узнали что-то от родственников, друзей о наркоманах и тогда могут выясниться некоторые подробности, носящие личный характер, и о которых не стоит распространять вне  занятия «круглого стола».

Одной из задач «круглого стола» является выявление тех, кто уже курит, хорошо знаком с алкоголем, «нюхачей» летучих веществ (токсикоманов) и тех, кто уже «попробовал» наркотики. Это нужно  для того, чтобы начать с ними активную профилактическую работу. И, кроме того, нужно учесть, что опасность этих людей для группы подростков и молодежи заключается в том, что они являются источником соблазнения и подталкивания к злоупотреблению наркотиками других нестойких и безвольных товарищей.

Чтобы получить больше отдачи от работы «круглого стола», необходимо в каждой группе назначить одного-двух секретарей из числа участников для ведения записей: что обсуждалось, кто выступал, что говорил и к какому выводу пришли. Эти записи, при необходимости, после редакционной правки можно осветить в стенгазете или в другом рукописном или печатном виде.

Для организации обсуждения руководитель может использовать перечень вопросов, которые предлагаются для каждого занятия, а также должен подобрать наиболее животрепещущие вопросы характерные именно для этой группы участников занятия.

Внимание, опасность! При слабой подготовке руководителя и «знатоков-экспертов» к работе «круглого стола» можно получить отрицательный эффект, когда участники захотят «попробовать» какие-либо наркотики, «проверить» себя и свою волю.

Мы надеемся, что работа «круглого стола» заложит основу для формирования у молодых людей сознательной и устойчивой позиции в отношении к первой попытке употребления наркотиков! Почему только первой? Потому, что после первой же попытки бывает уже невозможно остановить человека от постоянного употребления наркотиков, так как возникает наркотическая зависимость. Как только человек употребил наркотики с целью эйфории, он начинает медленно и мучительно умирать.

                     ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА»

Похожие материалы

Информация о работе