Применение замков шарнирного типа, определяющих работу разводного пролета как трехшарнирной арки, позволяет повысить жесткость разводного пролетного строения и уменьшить прогибы. Вместе с тем, возникновение распора в системе предъявляет повышенные требования к опорам разводного пролета и фундаментам.
3.5. Конструктивные детали раскрывающихся мостов
Стык проезжей части, расположенной на крыле и над перекрытием противовесных колодцев, может быть позади или впереди оси вращения крыла. Во всех случаях конструктивные элементы деформационных швов в стыках проезжей части при расположении их как позади, так и впереди оси вращения, не должны мешать движению крыльев при разводке и наводке.
При расположении стыка проезжей части позади оси вращения 3 стык 7 получается простейшего вида – прямолинейный, на всю ширину моста (рис. 3.17, а). Проезжая часть, расположенная за осью вращения, частично уравновешивает крыло, что позволяет уменьшить величину и массу противовеса. При любом угле раскрытия проезжая часть находится над осью вращения, защищая подшипники оси от попадания воды и грязи. Неподвижные части конструкции не мешают движению крыла, поэтому в разводном пролетном строении могут быть свободно установлены все необходимые связи и иные конструктивные элементы.
Вместе с тем, при размещении временной нагрузки на крыле за осью вращения возникает момент, стремящийся развести крыло, что создает дополнительные усилия в механизме подклинки. При разводке моста грязь и мусор с проезжей части попадают в противовесный колодец, очистка которого затруднительна и связана с опасностью загрязнения окружающей среды. Кроме того, между проезжей частью на крыле в поднятом положении и перекрытием противовесного колодца имеется щель шириной Δ, идущая по всей ширине моста, куда случайно могут упасть люди и посторонние предметы.
Рис. 3.17. Стыки проезжей части
а – стык позади оси вращения; б – стык впереди оси вращения; в – положение крыла
в разведенном положении при стыке проезжей части впереди оси вращения
1 – пролетное строение смежного неразводного пролета; 2 – перекрытие противовесного колодца; 3 – ось вращения; 4 – разводное пролетное строение; 5 – противовес; 6 – главная балка разводного пролетного строения; 7 – деформационный шов в стыке проезжей части; 8 – проезжая части
в плоскости главных балок
Если стык проезжей части разместить впереди оси вращения, то для обеспечения свободного движения главных балок стык над ними необходимо отнести за ось вращения (рис. 3.17, б). В плане стык получается более сложным, гребенчатым, причем в пределах длины стыка установка связей между главными балками крыла невозможна (рис. 3.17, в).
При стыке проезжей части впереди оси вращения проезжая часть на крыле в разведенном положении образует барьер, препятствующий попаданию в колодец мусора, грязи и посторонних предметов с проезжей части, а также случайному падению людей. Временная нагрузка на хвостовую часть не заходит, подклинивающие устройства временной нагрузкой не нагружаются и могут даже отсутствовать. В то же время конструкция стыка значительно сложнее предыдущей. Продольные стыки проезжей части располагаются над подшипниками оси вращения, что создает предпосылки их загрязнения водой и грязью с проезжей части.
В практике строительства применяются стыки обоих типов. При малом числе главных балок предпочтение, как правило, отдается стыку проезжей части впереди оси вращения, как обладающему определенными эксплуатационными преимуществами. При большом числе главных балок стык впереди оси вращения получается очень сложным, что определяет преимущественный выбор стыка позади оси вращения.
3.5.2. Перекрытие противовесных колодцев
Проезд транспорта в пределах хвостовой части происходит по перекрытию противовесных колодцев, которое выполняется либо в виде железобетонной плиты, опирающейся на металлические или железобетонные балки, передающие всю нагрузку на стенки опоры, либо как самостоятельная рамная конструкция из металла или железобетона. В значительной степени конструкция перекрытия зависит от ширины разводного пролетного строения, количества главных балок, типа стыка проезжей части.
Наиболее простая конструкция перекрытия – при стыке проезжей части позади оси вращения (рис. 3.18, а). В этом случае плита перекрытия 1 поддерживается поперечными балками 2, опирающимися на боковые стенки 8 опоры разводного пролета (рис. 3.18, б). Помимо несущих поперечных, могут быть установлены дополнительные продольные балки 3, образуя вместе с поперечными балочный ростверк. Одна из поперечных балок может быть усилена и на ней установлена отрицательная опорная часть 4.
Установка поперечных балок требует соответствующего уменьшения высоты хвостовой части крыла, особенно в широких мостах, а также в случае установки на одной из балок отрицательной опорной части.
При нескольких главных балках и раздельных противовесных колодцах для уменьшения высоты балок перекрытия их можно дополнительно опереть на стойки 9, установленные на стенке 10, разделяющей противовесные колодцы (рис. 3.18, в)
Рис. 3.18. Перекрытие противовесного колодца при стыке проезжей части позади оси вращения
а – схема установки балок перекрытия; б – конструкция перекрытия при двух главных балках разводного пролетного строения; в – то же, при четырех главных балках и двух противовесных блоках
1 – плита перекрытия; 2 – поперечные балки; 3 – продольные балки; 4 – отрицательная опорная часть; 5 – противовес; 6 – ось вращения; 7 – противовесный колодец; 8 – боковая стенка опоры разводного пролета; 9 – стойка перекрытия; 10 – разделительная стенка противовесных колодцев
При стыке проезжей части впереди оси вращения плита перекрытия 3 поддерживается продольными балками 1, опирающимися на стойки 8, установленные на передней стенке опоры разводного пролета (рис. 3.19). Так как продольные балки располагаются параллельно главным, высота продольных балок не определяет высоту балок хвостовой части и может назначаться необходимой величины. На продольные балки могут опираться балки поперечные 2.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.