Раскрывающиеся мосты. Общая характеристика и классификация раскрывающихся мостов. Однокрылые раскрывающиеся мосты с жестким креплением противовеса. Раскрывающиеся мосты с шарнирным креплением (подвешиванием) противовеса, страница 11

Коромысловые мосты с шарнирным опиранием противовеса могут устраиваться и при езде понизу в мостах средних и больших пролетов (рис. 3.26, б). При этом коромысло и стойки выполняются в виде решетчатых конструкций, причем для опирания стойки необходимо устройство дополнительной опоры.

Из-за небольшой длины коромысла в такой системе вес противовеса оказывается значительным, в несколько раз превышая вес разводного пролетного строения. Еще большей получается нагрузка на ось вращения коромысла.

Условия уравновешивания мостов коромысловой системы:

- момент от веса противовеса относительно оси вращения коромысла О1 должен быть равен моменту от веса пролетного строения относительно оси вращения крыла О;

- точки О1ОАВ должны образовывать параллелограмм;

- линия О1Q, соединяющая ось вращения коромысла О1 с центром тяжести противовеса Q, должна быть параллельной линии ОР, соединяющей ось вращения крыла О с его центром тяжести Р.

3.8. Приводы раскрывающихся мостов

3.8.1. Виды приводов

Приводы, используемые в механизмах разводки раскрывающихся мостов, весьма разнообразны.

В течение длительного времени основным видом привода был электромеханический с зубчатыми зацеплениями двух видов:

- с ведущими зубчатыми шестернями и кремальерными дугами;

- кривошипно-шатунный.

Недостатком всех видов электромеханического привода является чувствительность к перегрузкам. Кроме того, в механических передачах привода при работе происходит износ, скорость развития которого заметно увеличивается при возникновении в процессе эксплуатации разрегулировок. Для уменьшения длины силовых передач элементы привода приходится располагать в непосредственно близости от конструкций разводного пролетного строения.

Все приводы снабжаются тормозными устройствами, гарантирующими замедление движения и плавную остановку пролетного строения в крайних положениях, а также экстренную остановку на любой стадии движения как при разводке, так и при наводке.

От недостатков электромеханического привода во многом свободен гидропривод. Недостатком гидропривода, применявшегося в мостах вплоть до середины ХХ века, было использование воды в качестве рабочей жидкости, что не позволяло осуществлять разводку при отрицательных температурах. Использование в гидроприводе масла позволило обеспечить работоспособность гидропривода практически при любых температурах.

В настоящее время при проектировании новых разводных мостов раскрывающейся системы как правило применяется электрогидравлический привод с использованием в качестве рабочей жидкости специальных минеральных масел.

В современных раскрывающихся мостах нашли применение два вида гидропривода:

- привод, развивающий усилие, прикладываемое к крылу и создающее момент, обеспечивающий движение крыла;

- привод, непосредственно развивающий момент, прикладываемый к крылу.

Гидропривод мало чувствителен к перегрузкам на любой стадии движения, в том числе и из-за неуравновешенности крыла, что является его преимуществом. Кроме того, непосредственно у конструкции крыла располагают только силовые элементы привода, остальные его компоненты могут быть установлены в наиболее удобном месте. Гидропривод не требует применения специальных тормозных устройств, так как движение крыльев прекращается после выключения насосных установок. Скорость движения крыльев легко регулируется изменением производительности насосов, подающих масло в гидросистему. Ценным качеством гидропривода является простота резервирования всех его основных элементов, включая гидроцилиндры: при неисправности одного из них движение крыла могут обеспечить оставшиеся (но с меньшей скоростью).

Для работы гидропривода используется минеральное масло, причем объем масла, с учетом приведения в движение крыльев раскрывающихся мостов большого веса и размера, достаточно велик и измеряется тоннами. Это определяет повышенную экологическую опасность гидропривода, что является его недостатком.

В раскрывающихся мостах старой проектировки при использовании электромеханического привода предусматривался также ручной привод. В настоящее время, как правило, в раскрывающихся мостах устраивается лишь основной привод.

3.8.2. Электромеханический привод

При использовании электромеханического привода с ведущими шестернями и кремальерными зубчатыми дугами нижний пояс главных балок хвостовой части крыла у оси вращения очерчивают по дуге радиуса R с центром на оси вращения Ов (рис. 3.27, а). К очерченным таким образом криволинейным участкам нижнего пояса балок прикрепляют на болтах кремальерные зубчатые дуги 2. С зубчатыми дугами находятся в зацеплении ведущие шестерни 1, передающие на крыло крутящий момент и заставляющий крыло поворачиваться вокруг оси вращения Ов. Кремальерные  дуги и зубчатые шестерни устраиваются у всех главных балок крыла, причем все ведущие зубчатые шестерни соосны, посажены на один прямолинейный коренной вал и на них передается момент от одного механизма. Вследствие этого угловые скорости вращения всех главных балок одинаковы.

Рис. 3.27. Электромеханический привод с ведущими зубчатыми шестернями

и кремальерными дугами

а – с главными балками, имеющими криволинейное очертание нижнего пояса хвостовой части

у оси вращения; б – с использованием отдельного кремальерного сегмента; в – с расположением кремальерной дуги на задней стенке противовесного колодца; г – конструкция цевочной дуги

1 – ведущая зубчатая шестерня; 2 – кремальерная дуга; 3 – противовес; 4 – кремальерный сегмент; 5 – ролики

Для упрощения конструкции крыла и облегчения его изготовления кремальерные дуги можно установить на специальном кремальерном сегменте 4 – отдельно выполненном конструктивном элементе, прикрепляемым к главной балке более простой формы (рис. 3.27, б). В этом случае конструкция крыла упрощается, однако, передача крутящего момента на ведущие зубчатые шестерни может усложниться, так как в коренной вал может потребоваться введение конических зубчатых шестерен.

С целью увеличения плеча приложения усилия к крылу от механизма разводки ведущие зубчатые шестерни вместе с остальными элементами привода можно поместить на хвостовой части крыла на конце противовеса 3, а кремальерные дуги 1 закрепить на задней стенке противовесного колодца, имеющей естественное очертание по цилиндрической поверхности с центром на оси вращения (рис. 3.27, в). Все зубчатые шестерни при этом также располагаются на одном поперечном валу и имеют одинаковую скорость вращения.