Раскрывающиеся мосты. Общая характеристика и классификация раскрывающихся мостов. Однокрылые раскрывающиеся мосты с жестким креплением противовеса. Раскрывающиеся мосты с шарнирным креплением (подвешиванием) противовеса, страница 6

1 – центральный замок шарнирного типа; 2 – отрицательная опорная часть; 3 – механизм подклинки

Необходимый начальный распор в системе может быть создан либо за счет соответствующей положительной неуравновешенности крыльев, либо применением противовесов с изменяемой массой.

Замыкание разводного пролетного строения в трехшарнирную арку за счет назначения соответствующей неуравновешенности крыльев применено на Биржевом мосту через реку Малую Неву в Санкт-Петербурге (рис. 3.15, а). Двухкрылое разводное пролетное строение моста с шарнирно подвешенным противовесом 1 в наведенном положении работает по схеме трехшарнирной арки с расчетным пролетом 55,5 м, При этом расстояние между пятовым шарниром 6 и осью вращения 4 по горизонтали составляет 50 мм, а зазор между осью вращения и основанием 5 соответственно 5 мм.

3.15. Способы замыкания двухкрылого пролетного строения с центральным замком шарнирного типа в трехшарнирную арку

а – с использованием начальной неуравновешенности; б – с применением противовеса

изменяемой массы

1 – противовес: 2 – ось подвешивания противовеса; 3 – упор; 4 – ось вращения; 5 – основание опоры оси вращения; 6 – пятовый шарнир; 7 – съемный блок противовеса

На начальном этапе разводки пролетное строение поворачивается вокруг пятового шарнира 6, а ось вращения 4, двигаясь в сторону хвостовой части, опускается вниз, вследствие чего зазор между осью вращения и основанием 5 уменьшается. Переместившись по горизонтали на 150 мм, ось вращения садится на основание, при этом дальнейшему движению оси по горизонтали препятствует вертикальный упор 3. После  этого крыло осуществляет только вращательное движение, которое совершается относительно оси вращения.

При наводке этапы движения повторяются в обратном порядке.

При замыкании двухкрылого пролетного строения в трехшарнирную арку со стрелой f с использованием противовеса изменяемой массы в противовес 1 вводится съемный блок 7 весом Qv (рис. 3.15, б).

Во время движения крыла съемный блок 7 лежит на основном противовесном блоке 1 массой Qc. При полной уравновешенности системы центр тяжести движущихся масс R, совпадает с осью вращения 4.

При наводке крыло в конце движения, не доходя 5…7 градусов до своего нормального положения, садится на положительные опорные части – пятовые шарниры, располагающиеся на расстоянии е от оси вращения, после чего механизм разгрузки, создающий усилие Nc, снимает дополнительные противовесные блоки. При этом величина движущихся масс становится равной

,

а центр тяжести системы крыло-противовес перемещается в сторону разводного пролета. Если е' – расстояние от пятового шарнира до центра тяжести системы после снятия съемного блока R', то возникает момент неуравновешенности

,

заставляющий поворачиваться крыло относительно пятового шарнира. Это приводит к разгрузке осей вращения и замыканию системы в трехшарнирную арку со стрелой f, в которой начинает действовать начальный распор

Масса съемного блока Qс выбирается такой, чтобы возникающий момент неуравновешенности Мн был больше момента Мс, создаваемого силами сопротивления

.

Кроме того, при расположении временной нагрузки на хвостовой части на участке за пятовым шарниром, в системе должен действовать распор Н0, составляющий не менее 5 процентов полного распора Нр при загружении всего пролета

.

Схемы работы и устройство механизмов, разгружающих противовесы, разнообразны и определяются конструктивными особенностями всех элементов разводного моста. Примером может служить механизм разгрузки противовесов Володарского моста через реку Неву в Санкт-Петербурге, построенного в 1932-1936 гг. по проекту Г.П. Передерия (рис. 3.16).

Рис. 3.16. Разгрузка противовесов Володарского моста через реку Неву

по проекту акад. Г.П. Передерия

а – схема разводного пролета Володарского моста; б – конструкция хвостовой части крыла;

в – схема работы механизма разгрузки противовеса

1 – съемный блок противовеса; 2 – основной противовес; 3 – балка съемного блока; 4 – консоль;

5 – ось балки съемного блока; 6 – ось вращения; 7 – односторонний механизм разгрузки;

8 – противовесный колодец; 9 – двухсторонний механизм разгрузки; 10 – опора разводного пролета; 11 – винт; 12 – корпус; 13 – рычаг; 14 – ходовая гайка; 15 – коническая зубчатая шестерня; 16 – тяга; 17 – качающаяся стойка

Двухкрылое разводное пролетное строение моста в наведенном положении работает как трехшарнирная арка расчетным пролетом 43,6 м (рис. 3.16, а). В поперечном сечении крыло включает четыре главные балки. Каждая пара главных балок уравновешивается одним противовесным блоком. Замыкание в арку происходит за счет разгрузки противовесов путем подклинивания съемных блоков 1, размещенных на конце хвостовой части крыльев (рис. 3.16, б). Съемные блоки прикреплены к балкам 3, шарнирно закрепленным 5 в противовесах 2. В наведенном положении моста балки съемных блоков опираются на консоли 4, выпущенные из противовесов, уравновешивая крыло вместе с основными блоками. На конечном этапе наводки выполняется подклинка съемных противовесных блоков. Для этого к балкам 3 дополнительных блоков со стороны механизмов разгрузки 7, 9 прикладывается усилие Nc, которое приводит к разгрузке противовесов и замыканию конструкции в трехшарнирную арку путем вращения крыльев относительно пятовых шарниров.

Каждое крыло разгружается тремя механизмами разгрузки (рис. 3.16, в). Крайние механизмы 7 установлены с фасадных сторон крайних главных балок, средний механизм 9 – на стенке, разделяющей противовесные колодцы 8.

Средний механизм разгрузки 9 включает вертикальный винт 11, приводимый в движение от конической передачи 15, и ходовую гайку 14, перемещающуюся по винту при его вращении. К гайке прикреплены тяги 16, соединенные с качающимися стойками 17, на которые опираются рычаги, поднимающие балки съемных блоков противовесов. Перед разводкой на винт передается крутящий момент, заставляя винт вращаться, гайка опускается и тяги отклоняют качающиеся стойки. При этом упоры, скользя по верхним шарнирам качающихся стоек, опускаются, разгружая балки съемных блоков, которые в свою очередь опускаются на консольные упоры. После этого происходит размыкание центрального замка и поворот крыльев относительно осей вращения. В боковых механизмах используются не двухсторонние, а односторонние тяги, качающиеся стойки и рычаги.