5. Нормирование работы флота при завозе грузов
5.1. Технические нормы нагрузки судов
Нормой нагрузки грузового самоходного и несамоходного судна является максимально возможное количество груза, которое может быть погружено в судно при определенных эксплуатационных условиях. В практике она носит название загрузки судна.
Норма загрузки тоннажа зависит от условий плавания, грузоподъемности и грузовместимости судна, а также рода перевозимого груза. В связи с этим она устанавливается по типам судов, роду груза, периодам навигации и участкам водного пути.
Норма нагрузки тоннажа определяется из выражения:
т, (5.1)
где QЭ1 - возможная загрузка судна, установленная по условиям плавания, т;
QЭ2 - то же - исходя из удельного погрузочного объема грузов, т.
Возможная загрузка судна, исходя из условий плавания:
т, (5.2)
где QP - регистровая грузоподъемность судна, тж;
ТЭ - эксплуатационная (возможная) осадка судна по условиям плавания, м;
ТО и ТР - осадка судна, соответственно, порожнем и регистровая, м.
Эксплуатационная осадка судна определяется в зависимости от гарантированной глубины судового хода:
м, (5.3)
где hг - гарантированная глубина судового хода, м;
hд - запас воды под днищем /ПП/, м.
ТЭ = 1,5 - 0,1 = 1,4 м.
При формировании составов используются баржи проектов 942Б, Р-56, РВ-1800 с разными эксплуатационными характеристиками. В связи с этим примем, что составы формируются из разного количества барж этих проектов. Тогда средняя грузоподъемность одного судна, см. формулу (5.2), грузоподъемность одного состава приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Грузоподъемность одного судна, состава при завозе на реку Б.Хета
Проект |
Загрузка судна, т |
Количество судов в составе, ед. |
Загрузка состава, т |
942Б |
850 |
1 |
850 |
942Б |
850 |
2 |
1700 |
РВ-1800 |
1100 |
1 |
1100 |
Р-56 |
1250 |
1 |
1250 |
Возможная загрузка судна, исходя из удельного погрузочного объема груза, определяется из выражения:
т. (5.4)
Так как при перевозке массовых грузов в нашем случае практически выполняется условие
. (5.5)
Здесь: wг - удельный погрузочный объем груза, м3/т;
wс - удельная грузовместимость судна, м3/тж.
Нормой нагрузки тяги является вес состава, выраженный через приведенное или полное сопротивление и количество груза или тоннажа, соответственно, для груженого и порожнего состава.
Вес состава в единицах силы:
кгс2/м2 (5.6)
где R'C - приведенное сопротивление воды движению состава, кгс2/м2;
R'Э - приведенное сопротивление воды движению судна при данной его осадке, кгс2/м2;
n - число несамоходных судов в составе, ед;
kС - коэффициент, учитывающий форму счала, для формы счала /ДС/.
Тогда применяя формулу (5.6) получим приведенное сопротивление состава (таблица 5.2).
Таблица 5.2
Приведенное сопротивление состава при завозе на реку Б.Хета
Проект |
Тип состава |
Коэффициент счала |
Сопротивление состава в грузу, кгс2/м2 |
Сопротивление состава порожнем, кгс2/м2 |
942Б |
Б+1 |
1,10 |
244 |
154 |
942Б |
Б+2 |
1,35 |
300 |
189 |
РВ-1800 |
Б+1 |
1,10 |
283 |
215 |
Р-56 |
Б+1 |
1,10 |
329 |
231 |
5.2. Нормирование скорости судов и составов
Особо большое значение для разработки графика движения, составления плановых заданий на рейсы и расчета технико-экономических показателей работы флота имеют технические нормы скорости и времени движения судов и составов.
Методику расчета скорости и времени движения судов и составов на глубокой воде можно считать установившейся. Она изложена в ряде официальных положений, учебников и учебных пособий. Однако некоторые факторы, влияющие на скорость движения судов и составов, этой методикой не учитываются. К числу серьезных недостатков методики следует, в частности, отнести отсутствие правильного учета влияние на скорость и время движения судов и составов переменного мелководья.
Технической нормой скорости тоннажа и тяги является скорость движения относительно берега называемая технической скоростью.
Норма скорости устанавливается для каждого типа состава, направления его движения и участка пути:
км/ч, (5.7)
где V - скорость состава относительно воды, км/ч;
С - эксплуатационная скорость течения /ДС/, км/ч.
Норма скорости движения буксирного судна относительно воды может быть определена аналитически, с использованием ЭВМ, по "паспортным характеристикам" и графически.
Рассмотрим методики расчета скорости и времени движения составов, применяемые в настоящее время для разработки графика движения.
Аналитический способ основан на использовании формулы буксироспособности судна
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.