Депутат-рабочий от завода в Государственной Думе, страница 2

Можно отметить, что завод ставил в основном широкие задачи, продиктованные заботой обо всем отечественном производстве и всех трудящихся. Были, разумеется,  и сугубо заводские проблемы, решить которые помогло бы наличие представителей предприятия в государственных органах. Все помнили так называемую «тракторную войну», формально - с американской компанией Джон Дир, а по сути дела - со своим правительством (4). Одержать победу, хотя бы временную, удалось только благодаря выходу на премьер-министра, депутатов Гос. Думы. Если бы в последней  был свой человек, сделать это, предотвратить разрушительный ход правительства было бы легче. Депутат мог бы, по крайней мере, во время предупредить завод, сделать депутатский запрос… Нечто подобное «тракторной войне» происходило и в последнее время. Был многообещающий проект поставки техники Газпрому, завод настроился на него, произвел опытно-конструкторские работы, вложил определенные средства в подготовку производства.  Но в последний момент Газпром отодвинул сроки заказов на неопределенное время и продолжил закупку техники за рубежом. Судьба отечественного производства его видимо не  беспокоит. Хорошо бы повлиять на могущественного главу Газпрома сверху. Профсоюзный комитет задумал развернуть кредитную систему покупок, помогающую работникам приобретать дорогостоящие вещи, что весьма существенно при сегодняшних заработках, создал и зарегистрировал кредитный  союз «Нарвская застава».  Для работоспособности системы нужна законодательная норма на дешевый кредит. И так далее.

Важное значение имело то обстоятельство, что кандидаты в депутаты  выдвигались в первую очередь как представители профсоюза – ведь через последний в значительной мере реализуются социально-трудовые права работников, в т.ч. рабочих.

Все эти цели систематизировали и оформили их как «Наказы депутату» (кстати, институт наказов демократическая власть тоже упразднила, способствуя независимости депутатов от избирателей). Наказов  получилось целых 3 страницы текста. Как потом заметил  Захаров, «этого хватало на 3 срока депутатства».

«Наказы» и стали, так сказать, программой всего этого, говоря по-сегодняшнему, проекта. В них предусмотрено 21 направление работы,  начиная от внесения поправок в Конституцию РФ и кончая принятием федерального закона о «О потребительском кредите» (устанавливающем систему гарантий  при предоставлении банковскими учреждениями гражданам долгосрочных кредитов и ссуд на приобретение жилья). В числе первых стоял, конечно, наиболее активно поднимаемый заводским профсоюзом вопрос о МРОТе. Захаров мог бы заметить, что этого документа не только одному депутату «хватало на 3 года», его можно было бы смело положить в основу деятельности всей новой Думы на предстоящие ей 4 года работы (приложение 1).

Особым пунктом было предусмотрено поддержание постоянной связи в действенных формах между депутатами и трудовым коллективом в лице профсоюза. Этому моменту придавалось важнейшее, принципиальное значение. Поддержание связи преследовало несколько целей: чтобы избранник не отрывался от трудящихся, подпитывался, так сказать, от трудового коллектива, получал от предприятия текущие предложения, ощущал состояние производства, положение работников, проблемы, которыми озабочены производственники, доносил их, по возможности, до уровня государственной власти, снабжал, в свою очередь, завод информацией сверху и все время чувствовал за спиной его силу, опирался на него. В этом состояло одно из существенных отличий заводского депутата от территориальных и партийных, лишь ведущих прием избирателей в своих округах и никак более не связанных с ними.

Связь предусматривалось осуществлять в различных формах – «путем личных встреч с профактивом», контактов с руководством предприятия, общения с рядовыми работниками и т.п. Связующим звеном в организационном плане стал помощник депутата, взятый из заводских работников, представитель профсоюзного комитета, опытный специалист в экономике, даже кандидат экономических наук. Он должен был находиться на заводе, накапливать для депутата материал и принимать от него, в свою очередь, сообщения, предложения.

Замысел – избрать своих представителей в орган государственной власти вызвал отклик в трудовом коллективе, уже не верящем в возможность как-то влиять на государственные решения через депутатов, избираемых в территориальных округах и от политических блоков.

Кандидатуры

Весьма знаменательно, кого коллектив выдвигал в качестве своих представителей.

Первая кандидатура была из рабочих. Этот критерий получил первостепенное значение. Как известно, в общественном мнении сформировано представление о приоритетности профессиональной подготовки депутатов. Рабочие-депутаты сейчас не в моде. Но кировцы посчитали, что общая гражданская позиция, забота о производстве, о социально-трудовых правах работников важнее специального образования. Услугами юристов, к примеру, всегда можно воспользоваться, в Думе их достаточно Поставит же во главу угла интересы людей труда лучше всего рабочий.

И.В.Захаров и реально был ориентирован на выражение именно названной позиции. Он говорил, что будет бороться в первую очередь за возрождение отечественного производства, «лоббировать интересы прежде всего простого человека, рабочих, отстаивать их право на труд и достойную зарплату». Такая ориентация имела приоритетное значение. «Теперь всех нас называют  работниками наемного труда. Очень трудно привыкнуть к такому новому термину. Появилось у людей и чувство неуверенности в завтрашнем дне. Отсюда нет уже и таких дружных коллективов, как были раньше, каждый стал больше думать о себе, и своем личном» (5). Захаров выражал убеждение, что рабочие не должны быть отчуждены от решения вопросов, касающихся их положения.