1. Расчет проезжей части пролетных строений
1.1. Определение расчетных усилий
Плита сборных двух блочных пролетных строений без омоноличивания продольного шва. Наружная и внутренняя плиты работают под вертикальной нагрузкой как консоли, защемленные одной стороной в ребре балки. На внутренней консоли нагрузки считают равномерно распределенными по всей длине, а на наружной консоли учитывают распределение нагрузок на участках разной длины и действие сосредоточенных сил от веса перил и тротуаров.
Нормативные постоянные нагрузки при расчетной ширине участка плиты вдоль пролета 1,0 м от собственного веса:
- односторонних металлических перил Рп = 0,687 кН/м
- железобетонной плиты тротуара кН/м
- плиты балластного корыта кПа
- балласта с частями пути кПа
где hт = 0,1 м – средняя толщина тротуарной плиты;
hпл = 0,2 м – средняя толщина плиты балластного корыта;
hб = 0,5 м – толщина балластного слоя;
bт – ширина тротуара;
γжб = 24,5 кН/м3 и γб = 19,6 кН/м3 – удельный вес соответственно железобетона и балласта с
частями пути.
Отсюда , и
Нормативная временная нагрузка от подвижного состава принимается интенсивностью n = 19,62 К кН/м пути, где К – класс заданной нагрузки по схеме СК. В нашем варианте эта величина равна n = 19,62 ּ14 = 274,68 кН/м. Эта величина нагрузки распределяется шпалами и балластом поперек оси пролетного строения на ширину b, м и принимает значение
, кПа
где для наружной консоли b = 2,7 + 2h =3,4м, внутренней – b = 2,7 + h =3,05м, но не более ширины балластного корыта; h = 0,35 м – толщина балласта под шпалой.
Коэффициент надежности по нагрузке для постоянных нагрузок Рп, Рт и Рпл принимается , постоянной нагрузки Рб - .
Коэффициент надежности по нагрузке к временной нагрузке от подвижного состава принимают равным
Динамический коэффициент при расчете плиты на прочность принимаем равным 1 + μ = 1,5
Усилия при расчете на прочность для наружной консоли в сечении 1:
(1.1)
(1.2)
Для внутренней консоли в сечении 2:
(1.3)
(1.4)
Расчет плиты производится по наибольшим значениям М и Q.
Усилия при расчете на выносливость max Mi и min Mi определяются аналогично усилиям при расчете на прочность по формулам 1.1 – 1.4 при коэффициентах надежности по нагрузке и динамическом коэффициенте 1 + :
- для наружной консоли в сечении 1:
- для внутренней консоли в сечении 2:
Расчет по раскрытию трещин производится по наибольшему значению изгибающего момента, определенного по формулам 1.1 и 1.3 от нормативных нагрузок 1 + μ = 1,0.
- для наружной консоли в сечении 1:
- для внутренней консоли в сечении 2:
1.2. Расчет сечения плиты
1.2.1. Расчет на прочность
Прямоугольное сечение плиты имеет расчетную ширину b = 1,0 м. Толщина плиты hпл принимается для железнодорожных мостов:
- в середине пролета hпл = 0,16 … 0,20 м
- в опорном сечении hпл = 0,24 … 0,28 м
Задаемся рабочей арматурой периодического профиля класса А-11 или А-111 диаметром d = 12 … 14 мм. Класс бетона плиты соответствует классу бетона главных балок пролетного строения (В45).
Полезная (рабочая) высота сечения при толщине защитного слоя 2 см:
Определяем предельное состояние по прочности (при прямоугольной эпюре напряжений в бетоне) требуемую высоту сжатой зоны бетона:
,
где Mi – изгибающий момент в расчетном сечении (i = 1,2,3);
Rb – расчетное сопротивление бетона осевому сжатию;
b – расчетная ширина плиты.
Требуемая площадь арматуры в растянутой зоне плиты
где z = h0 – 0,5x1 – плечо пары внутренних сил;
RS – расчетное сопротивление ненапрягаемой арматуры растяжению.
z = 0,153 – 0,5ּ0,018=0,144м
Определяем количество стержней арматуры:
где nст – целое число стержней;
- площадь сечения одного стержня.
Расстояние между стержнями рабочей арматуры плиты не должно превышать 15 см, в плитах железнодорожных мостов. При расположение арматуры в один ряд – 4 см, в два ряда – 5 см.
АS = 12,3см2
После уточнения площади арматуры с учетом принятого количества стержней определяем высоту сжатой зоны:
Проверяем прочность сечения по изгибающему моменту:
где Мпр – предельный изгибающий момент по прочности (несущая способность сечения).
1.2.2. Расчет на выносливость
Расчет на выносливость производят, считая, что материал конструкции работает упруго. Бетон растянутой зоны в расчете не учитывается. Максимальные напряжения в сжатой зоне бетона и растянутой арматуре сравниваются с соответствующими расчетными сопротивлениями. Расчетные сопротивления материалов устанавливаются в зависимости от характеристики цикла действующих напряжений:
где min Mi и max Mi – минимальный и максимальный момент от нормальных нагрузок при расчете
на выносливость.
Высота сжатой зоны приведенного сечения определяется по формуле
- условное отношение модулей упругости арматуры и бетона, при котором учитывается
виброползучесть бетона.
В зависимости от класса бетона принимается:
Класс бетона |
В20 |
В22,5 и В25 |
В27,5 |
В30 и В35 |
В40 и выше |
22,5 |
20 |
17 |
15 |
10 |
В нашем случае бетон В45 и ему соответствует =10
Плечо пары внутренних сил при треугольной эпюре сжимающих напряжений в бетоне
.
Проверка напряжений производится по формулам:
- в бетоне
- в арматуре
где Rbf – расчетное сопротивление бетона сжатию в расчетах на выносливость;
RSf – расчетное сопротивление арматуры растяжению в расчетах на выносливость.
Rbf и RSf – следует соответственно определять по формулам:
где mb1 и mas1 – коэффициенты условий работы;
βb – коэффициент, учитывающий рост прочности бетона во времени и принимаемый в
зависимости от класса бетона:
Класс бетона |
В27,5 и ниже |
В30 |
В35 |
В40 |
В45 |
В50 |
В55 |
В60 |
1,34 |
1,31 |
1,28 |
1,26 |
1,24 |
1,22 |
1,21 |
1,20 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.