Поскольку увеличение Rс повышает вероятность роста долговечности в упругой стадии работы, а увеличение Еп - в вязкой ста
дии, то в общем случае (0 < nу < 1) максимальной циклической дол говечностью будут обладать материалы, имеющие максимальное значение выражения RсEп.
Установлено, что циклическая долговечность зависит от уронвня напряжения и температуры, которые связаны с удельным количеством упругих связей nу. В упругой стадии работы более высокой усталостной долговечностью обладают материалы, имеющие максимальное значение предельной структурной прочности Rс, а в вязкоупругой - максимальное значение RсEпр
Тогда коэффициент запаса можно вычислить из условия
K=RFC / RTC
где RFC - фактическая предельная структурная прочность; RTC - требуемое значение предельной структурной прочности зависящее от условий работы материала.
Конкретный выбор критерия на практике будет зависеть от объема выполненных исследований и необходимой точности. В большинстве случаев можно принять формулу .
Требуемое значение предельной структурной прочности зависит от условий работы материала (вида конструктивного слоя) и интенсивности движения (категории дороги) и может быть принято 3,5; 3,0; 2,5; 2,0 МПа для дорог I, П, III, IV категорий соответственно.
Для практической реализации методики достаточно определить величину предельной структурной прочности и вычислить коэффициент запаса .
Методика оценки уровня надежности по коррозионной стойкости
Изменение свойств материалов под действием попеременного замораживания и оттаивания позволяет оценить степень их надежности в дорожной одежде, сопоставить и вычислить достоинства и недостатки по сравнению с широко применяемыми аналогичными материалами.
Коэффициент запаса по условиям коррозионной стойкости определяется по формуле
КК=КФ/КТР
где - КФ -фактический коэффициент морозостойкости;
КТР - требуемый коэффициент.
Коэффициент морозостойкости вычисляется как отношение прочности материала после определенного числа циклов замораживания-оттаивания к исходной.
Для определения фактического коэффициента морозостойкости (оценивают прочность материала после 25 циклов замораживания оттаивания в агрессивной среде (5%-ный раствор поваренной соли) и соотносят ее с эталонной прочностью (образцы без замораживания-оттаивания).
Требуемый коэффициент морозостойкости был получен путем наблюдения за состоянием опытных участков дорожных покрытий
г. Минска. Установлено, что должно находиться в пределах 0,8.
В дальнейшем зависимость должна быть уточнена с учетом влияния транспортной нагрузки и изменения свойств материала во времени.
Критерий надежности по коррозионной стойкости может быть дополнен уровнем надежности по деструкции под действием погодно-климатических факторов во времени (старению). В этом случае определяют коэффициент, представляющий собой отношение фактической степени деструкции к допустимой. Учет данном фактора позволяет также предсказывать развитие деформаций и времени, а следовательно, осуществлять прогноз межремонтны сроков. Однако с учетом того, что для определения степени деорукции требуются рентгенографические аппараты, в большинстве случаев достаточно четырех вышеприведенных критериев. После определения частных уровней надежности вычисляют общий уровень надежности материала покрытия и делают соответствующее заключение о сроках службы и ремонта.
3.2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДБОРА СОСТАВОВ
Материаловедческие пути повышения надежности
дорожных покрытий
Как и в случае дорожных одежд, пути повышения надежности дорожных покрытий можно разделить на Материаловедческие и конструкционные. К материаловедческим можно отнести:
1) совершенствование методики подбора составов;
2) улучшение качества исходных материалов;
3) совершенствование технологии приготовления смесей и строительства покрытий;
4) применение новых эффективных материалов и технологий.
Совершенствование методики подбора составов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.