Применение сланцевой золы по сравнению с цементом имеет следу-
ющие преимущества. Во-первых, она обладает замедленными сроками
твердения, что исключает ее схватывание в момент приготовления и
укладки смеси при повышенной температуре. Вместе с тем, после завер-
шения процессов гидратации золобетоны обладают достаточно высокой
прочностью. Во-вторых, зола содержит большое количество тонкодис-
персных частиц, структурирующих деготь. И, в-третьих, золы дос-
тупны и имеют низкую стоимость. В свою очередь каменноугольный
деготь обладает высокими адгезионными свойствами при наличии
влаги, что позволяет получать композиции с высокими технологичес-
кими и эксплуатационными свойствами.
Активное применение дегтезоломинеральных композиций (ДЗК)
велось с 1985 по 1990 год, когда в республике широко использовались
каменноугольные смолы. Использование ДЗК позволило решить ряд
технологических, экономических и экологических проблем. В час-
тности, отказавшись от окисления и выпаривания вяжущих, можно
снизить температуру смесей (что особенно важно с экологической
точки зрения), отказаться от применения привозного щебня и т. д.
Нижние слои дорожных покрытий из ДЗК были устроены на автодо-
рогах: Лида-Геранены, Воронове-Гродно, Вильнюс-Полоцк, Новогру-
док-Несвиж, Барановичи-Осиповичи, Минск-Нарочь и др. Смесь в
дорожное полотно укладывали асфальтоукладчиком либо автогрейде-
ром при температуре 40-100 °С. Благодаря наличию воды, она обладает
высокой удобоукладываемостью и уплотняемостью. Избыточная вода
выдавливается на поверхность слоя при уплотнении, защемленная вода
связывается гидравлическими компонентами золы и не ухудшает качес-
тво слоя. Уплотнение смеси гладковальцевыми катками эффективно при
содержании щебня не менее 40% . При меньшем содержании ввиду высо-
кой пластичности смеси и низкого сопротивления сдвигу в начальной ста-
дии уплотнения преимущество имеют катки на пневмоходу.
Более чем десятилетняя эксплуатация отдельных дорог не выявила
негативных моментов поведения ДЗК. Отсутствуют пластические и
хрупкие деформации. Особенно важным является подтверждение дли
тельной эксплуатацией в натурных условиях хорошей «совмести-
мости» органно-минеральных вяжущих.
Теплая технология получения бетонов на ОГВ была реализована в
условиях дорожно-строительного треста № 1. Данная технология предпо-
лагает холодное смешение компонентов с последующим их подогревом
до 80-90 °С. Для этого был использован асфальтосмеситель специальной
конструкции , обеспечивающий двухстадийное приготовление
смеси. На первой стадии происходит предварительное смешение холод-
ных минеральных компонентов с разогретым до рабочей температуры
•битумом. На этой стадии происходит гидратация цемента и диспергиро-
вание битума на отдельные капли. Затем смесь подается в барабан специ-
ильной конструкции. В первом отсеке барабана-смесителя расположена
форсунка, и лопатки расположены таким образом, что материал нахо-
дится между лопатками и стенками барабана. Материал обдувается про-
дуктами сгорания и одновременно получает тепло от лопаток без
непосредственного контакта с пламенем, что позволяет сохранить воду,
и смесь на выходе имеет температуру не более 90 °С.
Подобная технология имеет ряд преимуществ. Во-первых, в связи с
предварительным холодным смешением компонентов удается добиться
максимальной степени гидратации цемента. Во-вторых, подогрев
смеси с одновременным перемешиванием обеспечивает хорошее диспер-
гирование битума за счет увеличения его поверхностной энергии.
В июле-августе 1995 года на базе ДСУ-26 было осуществлено внед-
рение предлагаемой технологии на объекте Апанасенки — Лужки — Гвоз-
дово. Значения модуля упругости и предела прочности на изгиб бетона
на ОГВ оказались в 1,5-1,7 раза выше, чем асфальтобетона, что позво-
лило снизить толщину дорожной одежды.
В результате замены двухслойного покрытия из асфальтобетона
однослойным из бетонов на ОГВ общая толщина снизилась на 2 см.
Характерно, что в составе бетона был использован комбинированный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.