Белорусский Государственный Университет Транспорта
Факультет безотрывного обучения
Кафедра «Экономика»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Экономика отрасли»
Выполнила: Проверила:
студентка группы ЗЭТ-61
И
Гомель 2007
Вопрос № 4. Использование маркетинговых подходов в целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.
Современный маркетинг (деятельность на рынке) – это область экономической науки, которая занимается проблемами разработки новых товаров и технологий, планирования и выполнения производственных программ, финансовой деятельностью и сбытом. Концепцией маркетинга является, наряду с прибылью, удовлетворение потребительского спроса, т.е. маркетинг исходит из интересов покупателя, а не из усилий продавца.
Различают: микромаркетинг – решение вопросов на уровне предприятия, и макромаркетинг – реализация продукции на уровне народного хозяйства.
Маркетинг выполняет две функции:
- ориентация производства на удовлетворение существующих потребностей;
- формирование и стимулирование спроса.
Маркетинг необходим и эффективен при следующих условиях:
- наличии развитого рынка с изобилием товаров, транспортных и других услуг, а также конкуренции;
- свободе товаропроизводителя или производителя транспортной продукции;
- подготовленности хозяйственных руководителей и специалистов-маркетологов;
- отлаженной централизованной системе сбора информации и ее доступности;
- наличии специализированных организаций, способных оказать помощь в осуществлении маркетинговых мероприятий.
Маркетинговый подход охватывает широкий круг операций по воздействию на грузовладельцев, что и определяет конкретные особенности конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг. Используя анализ причинно-следсвенных связей в сфере рынка, находя соответствующую информацию о потребностях спросе, предпочтениях грузовладельцев, железная дорога на основе маркетинговой концепции создает экономические, организационные, технические и социальные предпосылки для формирования покупательских потребностей на транспортные услуги.
Современный маркетинг рассматривает в качестве начального этапа деятельности любого предприятия рыночные исследования. Рынок объективно оценивает результаты работы транспортных предприятий, их способность обеспечивать высокое качество транспортной продукции и услуг. В основу маркетинговой деятельности железные дороги закладывают данные, получаемые в результате изучения запросов различных рыночных сегментов, отдельных групп грузовладельцев, предприятий, организаций и учреждений, которым оказываются услуги по перевозке грузов.
Транспортный маркетинг как концепция современного перевозочного процесса представляет собой социальный процесс, исходным пунктом которого является изучение, прогнозирование и удовлетворение спроса на транспортные услуги. В соответствии с концепцией транспортного маркетинга вся хозяйственная деятельность железной дороги должна осуществляться при постоянном учете состояния рынка транспортных услуг и основываться на точном знании нужд и потребностей потенциальных грузовладельцев, их оценке и прогнозированию.
На железнодорожном транспорте функции маркетинга представляют собой взаимосвязанный комплекс действий, включающий:
- анализ внутренней и внешней среды, в которой действует железная дорога;
- анализ потребителей железнодорожных услуг (грузоотправителей и грузополучателей);
- изучение основных конкурентов и конкуренции на рынке транспортных услуг;
- планирование производства железнодорожных услуг на основе маркетинговых исследований;
- планирование сбыта железнодорожных услуг и сервиса для грузовладельцев;
- формирование и стимулирование сбыта;
- формирование и реализация тарифной (ценовой) политики;
- разработка и реализация маркетинговых программ;
- информационное обеспечение маркетинга.
К условиям работы железных дорог применимы три типа стратегии маркетинга:
- дотационная;
- традиционная;
- созидательная.
Наиболее предпочтительным типом стратегии является созидательная стратегия, которая опирается на “агрессивную” политику и действия железных дорог, направленные на расширение своей рыночной доли. Эта стратегия направлена на сохранение прежних и привлечение новых клиентов за счет расширения сферы предоставляемых услуг, повышения качества обслуживания, применения более гибкой ценовой и тарифной политики.
Использование дотационной стратегии предполагает поиск и нахождение нетрадиционных источников финансирования, привлечение дополнительных инвестиций, в том числе негосударственных, путем повышения заинтересованности инвесторов в получении доходов и обеспечения возможностей для их получения.
Данный тип стратегии применяется железными дорогами в тех случаях, если:
- рыночная доля железнодорожного транспорта или отдельной дороги ниже
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.