Использование маркетинговых подходов в целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Белорусский Государственный Университет Транспорта


Факультет безотрывного обучения

Кафедра «Экономика»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Экономика отрасли»

Выполнила:                                                                      Проверила:

студентка группы ЗЭТ-61

И

Шифр 741

Гомель 2007

 Вопрос № 4. Использование маркетинговых подходов в целях повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.

Современный маркетинг (деятельность на рынке) – это область экономической науки, которая занимается проблемами разработки новых товаров и технологий, планирования и выполнения производственных программ, финансовой деятельностью и сбытом. Концепцией маркетинга является, наряду с прибылью, удовлетворение потребительского спроса, т.е. маркетинг исходит из интересов покупателя, а не из усилий продавца.

Различают: микромаркетинг – решение вопросов на уровне предприятия, и макромаркетинг – реализация продукции на уровне народного хозяйства.

Маркетинг выполняет две функции:

-  ориентация производства на  удовлетворение существующих потребностей;

-  формирование и стимулирование спроса.

Маркетинг необходим и эффективен при следующих условиях:

-  наличии развитого рынка с изобилием товаров, транспортных и других услуг, а также конкуренции;

-  свободе товаропроизводителя или производителя транспортной продукции;

-  подготовленности хозяйственных руководителей и специалистов-маркетологов;

-  отлаженной централизованной системе сбора информации и ее доступности;

-  наличии специализированных организаций, способных оказать помощь в осуществлении маркетинговых мероприятий.

Маркетинговый подход охватывает широкий круг операций по воздействию на грузовладельцев, что и определяет конкретные особенности конкурентной борьбы на рынке транспортных услуг. Используя анализ причинно-следсвенных связей в сфере рынка, находя соответствующую информацию о потребностях спросе, предпочтениях грузовладельцев, железная дорога на основе маркетинговой концепции создает экономические, организационные, технические и социальные предпосылки для формирования покупательских потребностей на транспортные услуги.

Современный маркетинг рассматривает в качестве начального этапа деятельности любого предприятия рыночные исследования. Рынок объективно оценивает результаты работы транспортных предприятий, их способность обеспечивать высокое качество транспортной продукции и услуг. В основу маркетинговой деятельности железные дороги закладывают данные, получаемые в результате изучения запросов различных рыночных сегментов, отдельных групп грузовладельцев, предприятий, организаций и учреждений, которым оказываются услуги по перевозке грузов.

Транспортный маркетинг как концепция современного перевозочного процесса представляет собой социальный процесс, исходным пунктом которого является изучение, прогнозирование и удовлетворение спроса на транспортные услуги. В соответствии с концепцией транспортного маркетинга вся хозяйственная деятельность железной дороги должна осуществляться при постоянном учете состояния рынка транспортных услуг и основываться на точном знании нужд и потребностей потенциальных грузовладельцев, их оценке и прогнозированию.

На железнодорожном транспорте функции маркетинга представляют собой взаимосвязанный комплекс действий, включающий:

-  анализ внутренней и внешней среды, в которой действует железная дорога;

-  анализ потребителей железнодорожных услуг (грузоотправителей и грузополучателей);

-  изучение основных конкурентов и конкуренции на рынке транспортных услуг;

-  планирование производства железнодорожных услуг на основе маркетинговых исследований;

-  планирование сбыта железнодорожных услуг и сервиса для грузовладельцев;

-  формирование и стимулирование сбыта;

-  формирование и реализация тарифной (ценовой) политики;

-  разработка и реализация маркетинговых программ;

-  информационное обеспечение маркетинга.

К условиям работы железных дорог применимы три типа стратегии маркетинга:

-  дотационная;

-  традиционная;

-  созидательная.

Наиболее предпочтительным типом стратегии является созидательная стратегия, которая опирается на “агрессивную” политику и действия железных дорог, направленные на расширение своей рыночной доли. Эта стратегия направлена на сохранение прежних и привлечение новых клиентов за счет расширения сферы предоставляемых услуг, повышения качества обслуживания, применения более гибкой ценовой и тарифной политики.

Использование дотационной стратегии предполагает поиск и нахождение нетрадиционных источников финансирования, привлечение дополнительных инвестиций, в том числе негосударственных, путем повышения заинтересованности инвесторов в получении доходов и обеспечения возможностей для их получения.

Данный тип стратегии применяется железными дорогами в тех случаях, если:

-  рыночная доля железнодорожного транспорта или отдельной дороги ниже

Похожие материалы

Информация о работе