Сборник заданий и методических указаний по дисциплине «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»: Учебное пособие, страница 16

Характеристика сооружений и устройств приведена в экспликации на схеме станции. Перечень сооружений и устройств, подлежащих анализу при прогнозировании обстановки, включает: железнодорожные пути; подвижной состав в парках станции; контактную сеть вдоль I и II главных путей; линии связи и СЦБ.

Значения ∆Рф, при которых происходят разрушения сооружений различной степени, приведены в табл. 3.3, с. 52, уч. пос., ч. 1. (Степень разрушения конкретных элементов указать в пояснительной записке.)

2.3. Прогнозирование завалов ж.-д. путей подвижным составом в парках станции производят путем сравнения ∆Рф в данном парке с тем ∆Рф, при котором происходит опрокидывание вагонов. Считается, что крытые порожние вагоны опрокидываются при ∆Рф = 20 кПа, а крытые груженые – при ∆Рф = 40 кПа при условии их расположения боковой стороной к      центру взрыва.

В случае расположения вагонов торцом к центру взрыва для их опрокидывания воздействующее значение ∆Рф должно быть в 2 раза больше указанного. При направлении фронта ударной волны к продольной оси вагона под углом 45о значение ∆Рф для опрокидывания вагонов требуется в 1,5 раза большим. Наличие подвижного состава в парках станции с делением его на порожние и груженые вагоны приведено в табл. 13.2.

Пример анализа возможных завалов путей подвижным составом в парке станции.

В сортировочном парке C-III находится в среднем 280 груженых и 115 порожних вагонов. Избыточное давление ∆Рф в парке изменяется от 20 кПа (в восточной части) до 40 кПа (в западной части). Направление фронта ударной волны по отношению к боковой поверхности вагонов составляет 45°.

Определяют предельное значение , при котором будут опрокидываться вагоны: груженые при  = 40 ´ 1,5 = 60 кПа, порожние при  = 20 ´ 1,5 = 30 кПа.

При этих условиях груженые вагоны в парке C-III опрокинуты не будут. Порожние вагоны могут быть опрокинуты на 40% площади парка, где  = 30–40 кПа. В этой части парка может оказаться ориентировочно 115 · 0,4 = 46 вагонов. Таким образом в западной части парка C-III может иметь место опрокидывание отдельных порожних вагонов.

Образование сплошных завалов путей маловероятно.

Таблица 13.2

Наличие подвижного состава в парках станции «К»

(расчетный парк вагонов)

Парк станции

Количество вагонов в парке, шт.

Плотность заполнения путей парка, %

всего

груженых

порожних

П-I

C-III

O-V

T-VII

П-II

C-IV

O-VI

T-VIII

220

360

140

60

180

340

120

100

105

280

80

60

40

120

30

40

115

180

60

140

220

90

60

38

32

28

22

20

41

19

14

2.4. Определение состояния убежищ (разрушения, завалы) производят в зависимости от их защитной мощности (приведена на схеме станции), расположения (встроенные или отдельностоящие), наличия вблизи многоэтажных зданий и удаления убежища от центра взрыва. Последний фактор определяет величину , действующего на убежище.

Заваленными могут оказаться встроенные убежища, если здания, в которых они располагаются, получат сильные или полные разрушения.

Анализируя перечисленные факторы, определяют состояние каждого убежища.

На схему станции «К» наносят разрушения зданий и ж.-д. сооружений различной степени, завалы ж.-д. путей подвижным составом в парках (сплошные и отдельные), разрушения и завалы убежищ (см. с. 99–101 уч. пос., ч. 3).

3. Выявление возможной пожарной обстановки

Исходными данными для выявления пожарной обстановки являются:

·  мощность ядерного боеприпаса и местоположение центра взрыва – указаны в вариантах заданий;

·  характеристика разрушений элементов ИТК – определена в параграфе 2;

·  величина светового импульса J в различных частях и парках станции – определяется по табл. 6.1, с. 86 уч. пос., ч.1;

·  данные о видимости и прозрачности воздуха в момент взрыва ядерного боеприпаса – принимаются для условий слабой дымки и видимости 10 км;

·  свойства материалов, из которых изготовлены элементы зданий и вагонов – оконные рамы зданий и кузова вагонов окрашены в темные тона;

·  здания на станции, а также вагоны с деревянными кузовами – относятся к III–V степени огнестойкости;

·  плотность застройки  в ж.-д. поселке – превышает 20%, плотность размещения подвижного состава на ж.-д. путях в парках станции –  приведена в табл. 13.2.

Последовательность расчетов.

1. Определение границ зон отдельных, сплошных пожаров и зоны пожаров и тления в завалах.

2. Выявление характера возможных пожаров в зданиях и сооружениях на ж.-д. станции.

3. Определение возможной пожарной обстановки в парках станции.

3.1. Определение границ зон отдельных, сплошных пожаров и зоны пожаров и тления в завалах.

Границы зон возможных пожаров при заданной мощности ядерного боеприпаса (ЯБП) определяют по значениям светового импульса J – для зон отдельных и сплошных пожаров и по значениям избыточного давления ∆Рф – для зоны пожаров в завалах (уч. пос., ч. 1, с. 87).

При мощности ЯБП до 100 кт внешняя граница зон пожаров будет удалена от центра взрыва на расстояние, где значение J и ∆Рф составляет:

·  для зоны отдельных пожаров J = 100 кДж/м2;

·  для зоны сплошных пожаров J = 400 кДж/м2;

·  для зоны пожаров и тления в завалах ∆Рф = 50 кПа.

Расстояния R от центра взрыва для указанных значений светового импульса J определяют по табл. 6.1, с. 86 уч. пос., ч. 1 с учетом принятой видимости 10 км и слабой дымки. Если табличные значения ЯБП qт не совпадают с фактической (заданной) qф, то используют интерполяцию.

В этом случае фактическое расстояние Rф для ЯБП qф и фиксированного значения светового импульса Jт = 100 кДж/м2 и Jт = 400 кДж/м2 определяют по формуле:

                  (13.4)