Сборник заданий и методических указаний по дисциплине «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»: Учебное пособие, страница 13

*Для сокращения расчетов в табл. 11.2 включают не все элементы ИТК, попавшие в зону ЧС (согласовывается с преподавателем).

** На схеме станции замеры расстояния R производят до середины элемента.

*** Расстояние до пункта экипировки замеряют не до квадрата (20), а до середины экипировочного пути.

Указанные категории определяют на основе принятых допущений. Результаты должны быть записаны в тетрадь.

2.  Расчет экономического ущерба от ЧС

На железнодорожном транспорте полный экономический ущерб от ЧС рассчитывают на основе: возникшего (возможного) материального ущерба, связанного с разрушениями ж.-д. сооружений, зданий, устройств, подвижного состава и других технических средств; величины людских потерь (числа пострадавших и погибших в ЧС); финансовых потерь, связанных с перерывом движения поездов и другими затратами.

2.1. Расчет полного экономического ущерба Уполн производят по формуле, 5.1 с. 92, уч. пос., ч. 3.

2.2. Определение прямого ущерба производят по формуле 5.2 уч. пос., ч.3.

Сумма износа элементов ИТК Си зависит от установленного срока службы элементов и продолжительности их эксплуатации до ЧС. Значение Си определяют по  проценту износа Пи зданий, сооружений и технических средств от балансовой стоимости.

                              (11.2)

где  tчс – продолжительность эксплуатации элемента до ЧС (см. исходные данные задания);

Тэ – средний срок службы (эксплуатации) элемента ( см. прил. 3).

В задании оборотными средствами являются 160 т дизельного топлива (60 т на пункте слива и 100 т на пункте экипировки).

Расчет прямого ущерба производят, заполняя таблицу по форме табл. 5.3, с. 93, уч. пос., ч. 3. При расчете используют: нормативную балансовую стоимость элементов ИТК (прил.2); площади разрушенных зданий (прил. 3); размеры материального ущерба других сооружений и технических средств (табл. 11.2).

В табл. 5.3 приведен пример расчета прямого ущерба (цифры условные).

2.3. Определение затрат на новое строительство и приобретение производят для зданий и сооружений в замен тех, которые утрачены безвозвратно (получили сильные и полные разрушения).

Объем нового строительства не всегда должен соответствовать утраченному. Он может быть как меньше ранее существовавшего в целях экономии средств, так и больше – для улучшения и совершенствования условий труда и технологического процесса. В данном задании в целях экономии  средств принято решение не строить заново административное здание площадью 910 м2, а здание электромастерских построить площадью 800 м2 (вместо 640 м2).

Расчеты производят, заполняя таблицу по форме табл. 5.4, с. 94,  уч. пос., ч. 3.

2.4. Определение затрат на проведение капитального среднего и текущего ремонта.

Для определения затрат на ремонт элементов ИТК необходимо знать: вид ремонта (п. 1.3); площадь восстанавливаемых зданий (прил. 3); объемы материального ущерба линейных и площадных сооружений (табл. 11.2); нормативную стоимость каждого вида ремонта (прил. 2).

Расчеты производят, заполняя таблицу по форме табл. 5.5, с. 95, уч. пос., ч. 3.

Общие затраты на проведение всех видов ремонта и восстановления ЗВиР определяют по формуле 5.3, с. 94, уч. пос., ч. 3.

2.5 Определение других затрат.

Необходимые пояснения и пример расчета приведены на с. 96, 97 уч. пос., ч 3.

Величина экологического ущерба Сэк из-за разлива дизельного топлива принимается в размере 1% от прямого ущерба Упрям.

Затраты на обеззараживание Собез в рассматриваемом задании отсутствуют (нет необходимости).

Величина неучтенного ущерба Сн составляет 5% от Упрям.

После расчета прямого ущерба и составляющих затрат определяется полный экономический ущерб по формуле (5.1, уч. пос., ч. 3). Полученная сумма корректируется с учетом инфляции.

3. Определение уровня произошедшей ЧС

Уровень произошедшей ЧС определяют на основании Постановления Правительства РФ № 1094 от 13.09.1996 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (см. уч. пос. ч. 1, с. 17, 18).

Значение критериев классификации, приведенных в табл. 1.3, с. 18, сравнивают с соответствующими показателями ЧС. На основе сравнения по каждому критерию определяют уровень ЧС.

Общий уровень ЧС соответствует наибольшему уровню из определенных по каждому критерию.

Выписать значения критериев, определяющих уровень ЧС, сравнить их с полученными показателями и сделать вывод об уровне ЧС.

Определить орган власти или организацию, ответственную за ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, а также силы и средства, используемые для этой цели.

Рекомендации

 для самостоятельной подготовки к  выполнению задания 11

Определение материального и экономического

ущерба от ЧС на объекте железнодорожного транспорта

(уч. пос., ч. 1, с. 40–54 и уч. пос., ч. 3, с. 92–98)

1.  Определение материального ущерба от ЧС.

В задании 11 расчет материального ущерба от ЧС осуществляется путем прогноза инженерной обстановки на ж.-д. станции, который сводится к определению степени и объемов разрушений ИТК. Поэтому для самостоятельной подготовки к выполнению расчета материального ущерба необходимо использовать рекомендации к выполнению заданий 9 и 10, приведенные в настоящем учебном пособии.

2.  Расчет экономического ущерба от ЧС (уч. пос., ч. 3, с. 92–98).

·  расчет полного экономического ущерба (с. 92);

·  определение прямого ущерба (с. 92, 93);

·  определение затрат на новое строительство и приобретение (с. 94);

·  определение общих затрат на проведение всех видов восстановления и ремонта (с. 94–96);

·  определение других затрат (с. 96–98).

3.  Определение уровня произошедшей ЧС (уч. пос., ч. 1, с. 17, 18).

Задание 12

Проведение объектовым формированием

аварийно-спасательных работ на объекте ж.-д. транспорта

Учебно-материальное обеспечение