Управление современными агрегатами целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, страница 9

При проектировании АРМ оператора –технолога не следует забывать об его основной задаче:  повысить качество управления  технологическим процессом.

Создание операторского интерфейса требует от проектировщика знаний не только о технологическом процессе, системах управления , но и владения дизайнерским искусством.

Можно указать несколько общих принципов проектирования пользовательского интерфейса.

1. Интерфейс должен быть всегда дружественным.

Не злословить и не хамить.

  • Не усложнять интерфейс :

чем проще , тем эффективнее воздействие.

  • Стремиться к минимуму информации:

избыток информации также не  желателен, как и её недостаток .

  • Максимум комфортности для оператора

учитывать  психофизиологические  особености восприятия  человеком видеоинформации, особенно влияние цвета.

5.  Графика должна быть когнитивной :

способствовать обнаружению закономерностей.

Дизайн операторского интерфейса

Обычно разработку АРМ выполняют инженеры по автоматизации , пользуясь решениями, принятыми на фирме  или  рекомендуемыми  инструментальными системами проектирования.

Но что бы  создать качественный операторский интерфейс, необходимо привлекать  профессиональных дизайнеров.

Вот некоторые из рекомендаций дизайнеров  [1 ].

·  Плотность заполнения экрана.

- Оставлять пустым примерно половину экрана.

- Оставлять в таблице пустую строку после пятой строки  и 4¸5 пробелов между столбцами.

·  Привлечение внимания 

- Размещать элементы , реализующие  основную идею шага работы,  в части экрана, которая визуально отличается,  или в верхнем левом углу экрана, так как  глаз сканирует с этой части экрана.

- Следует визуально объединять логически взаимосвязанные элементы; например,  рамкой , цветом.

- Текстовые сообщения группировать справа , изображения – слева , это объясняется особенностями восприятия соответствующей информации  полушариями мозга.

  • Шрифт.   

-  Использовать ограниченное количество шрифтов и стилей.

  • Цвет.   

Учитывать влияние цвета на работоспособность  оператора :

- голубой и зеленый успокаивают, желтый вселяет оптимизм, коричневый угнетает, красный и  фиолетовый  вызывают тревогу, черный способствует возникновению головных болей, но снижает число ошибок.

- Учитывать, что объекты одного цвета воспринимаются как взаимосвязанные.

- Отдавать предпочтение  пастельным тонам.

 - Ограничивать количество применяемых цветов.

Анализ  операторского интерфейса показывает , что со временем он изменяется.

В системах 70-х годов изображение выполнялось на черном фоне яркими цветными  линиями .Заполнение экрана было неплотное, количество видеограмм большое. Операторы уменьшали резкость изображения , многие  жаловались на сильное утомление к концу работы и головные боли.

В настоящее время  доминируют пастельные  тона, повысилась плотность заполнения экрана (иногда не в лучшую сторону), снизилось число видеограмм.

Проанализировав существующую систему автоматизации во главе, которой стоит система

Dаmatic Xdi  делаем вывод что данная система автоматизации полностью отвечает поставленным  требованиям к системе а так же имеет немаловажные преимущества:

- объект имеет распределено информационно-автоматизированная система управления , т.е функции системы распределены по различным станциям , которые соединены одна с другой по средствам шинного интерфейса. Так как система построена ,по модульному принципу ее можно модернизировать, расширять для последующего использования.

- система открыта с верхнего и нижнего уровней. Открытость системы на верхнем уровне обеспечивает связь системы с общезаводским уровнем управления , а открытость системы с низу обеспечивает связь системы с оборудованием  других фирм.

Приведенные выше преимущества системы на прямую увеличивают надежность и качество управления объектом.  

В качестве датчиков измерения температуры перегретого пара для данной системы выбраны термопреобразователи с унифицированным  выходным сигналом ТХАУ (термопары хромель- алюминивые). Диапазон измеряемой температуры 0…6000С. Предел допускаемой приведенной погрешности 0,5%.