1. Теоретические основы разработки ассортиментной политики.
1.1. Понятие ассортиментной политики и ее роль в управлении предприятием.
Формирование ассортимента продукции предприятия, который наиболее полно удовлетворял бы разнообразные потребности населения в продукции и при этом обеспечивал бы максимальную прибыль фирме, является актуальной проблемой в настоящее время.
Российские авторы предлагают свои определения ассортиментной политики.
Таблица 1.1.1. Определение ассортиментной политики
Автор |
Определение |
Арефьева Е |
Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все выше перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса. Данное определение подчеркивает информационную направленность ассортиментной политики. |
Воронцова В.Г. |
Ассортиментная политика – это разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определение ассортимента услуг, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом. |
Комах А. |
ассортиментная политика – это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Данная стратегия направлена на решение вопросов о расширении и сужении ассортимента выпускаемой или продаваемой продукции, в зависимости от целого ряда условий: особенности отрасли, размер компании и т.д. |
Песоцкая Е.В. |
Ассортиментная политика включает в себя определение набора ассортиментных групп, наиболее предпочтительного с точки зрения, обеспечения экономической эффективности деятельности предприятия в стратегическом и тактическом периоде. По определению ассортиментная политика является частью единой политики формирования предложения. |
Пешкова Д.М |
Ассортиментная политика – это система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом |
[2, c. 5; 10, с. 22; 14, c. 38; 25, с. 37; 26, c. 39].
Ассортиментная политика устанавливает соотношение одновременного присутствия на рынке новых товаров и товаров в стадии роста, зрелости и спада, оптимальное соотношение базовых моделей и их подвидов и модификаций. Ассортиментная политика предполагает также решение вопроса о происхождении товаров – производимых фирмой или приобретаемых ею от внешних источников [15, с. 589].
Задачами ассортиментной политики могут быть:
- удовлетворение запросов потребителей;
- оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы;
- оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объеме прибыли;
- завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы;
- соблюдение принципа гибкости за счет диверсификации деятельности фирмы и включения нетрадиционных для нее отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования;
- наиболее полное удовлетворение потребительских запросов на основе дифференциации потребностей и спроса;
- оптимизация финансовых результатов компании;
- исполнение интегрированного потенциала компании и его определенных компонентов (технологической базы, производственного опыта, устоявшегося имиджа и т.д.);
- соблюдение принципа гибкости за счет дифференциации сфер деятельности компании и включения в нее отраслей.
Маркетинговая концепция предусматривает проведение такой ассортиментной политики, когда вся продукция фирмы подразделяется на: виды, подвиды, модификации или марки. Когда фирма работает с широкой ассортиментной гаммой продукции, то ее позиции на рынке укрепляются, и увеличивается объем продаж [19, с. 112].
Также можно выделить виды ассортимента, они представлены в таблице 1.1.2.
Таблица 1.1.2. Виды ассортимента
Признак классификации |
Определение |
По местонахождению товара |
|
Промышленный ассортимент |
Набор товаров, выпускаемых производителем исходя из его производственных возможностей |
Торговый ассортимент |
Набор товаров, формируемый торговым предприятием с учетом его специализации, потребительского спроса и материально-технической базы |
Ассортимент услуг |
Набор услуг, предлагаемых потребителям. Разделяется на три основных вида: групповой, видовой и внутривидовой |
По широте охвата товаров |
|
Простой ассортимент |
Набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей |
Сложный ассортимент |
Набор товаров, представленных большим количеством групп, видов, отличающихся исходными материалами и иными признаками |
Развернутый ассортимент |
Набор товаров, представленных значительным количеством групп, видов товаров, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками |
Смешанный ассортимент |
Набор товаров разных групп, видов, наименований товаров, отличающихся |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.