Социально-экономическая суть и специфика маркетинга в коммерческом банке. Суть маркетинга в коммерческом банке

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Модуль 1. Социально-экономическая суть маркетинга в коммерческом банке и характеристика процесса маркетингового управления.

Глава 1.1. Социально-экономическая суть и специфика маркетинга в коммерческом банке

Глава содержит материал, позволяющий проследить историю банковского дела, особенности развития банковской отрасли в России, а так же специфику  маркетинга в коммерческом банке. Изучив материал данной главы, студенты будут знать:

*  суть маркетинга в коммерческом банке;

*  специфику маркетинга в коммерческом банке;

*  эволюцию концепций маркетинга в банковской практике.

Банковская отрасль имеет многовековую историю. Некоторые авторы считают, что первые банки возникли в условиях мануфактурной стадии капитализма в форме банковских домов, которые предоставляли кредит промышленным и торговым капиталистам за умеренные проценты. Изначально банкиры появились в крупных итальянских городах: Венеции, Генуе в Х1У – ХУ веках (Бортник М. Ю., Красавина Л.Н.).  Другие исследователи уточняют, что банки начали свою деятельность в период, когда стали необходимы специальные учреждения, которые могли бы регулировать денежное обращение и предоставлять достаточно крупные кредиты, то есть с появлением капиталистического хозяйства. Еще одно распространенное мнение, состоит в том, что первые банки зародились во времена развития феодализма (Большая Советская энциклопедия , 2-е издание, т.4., с. 189).Таким образом, суждения о появлении первых банков различны, противоречивы и расходятся во времени на столетия. Само слово «банк» происходит от итальянского «banco»- стол, стойка, которые устанавливались на площадях для осуществления торговых операций. В те давние времена единого образца монет, использующихся для расчетов, не существовало, так как они чеканились в отдельных городах, областях и даже крупных хозяйствах. Иногда они содержали низкое количество драгоценных металлов, и для участников торговых сделок существовала опасность обмана.  Для того чтобы избежать такого положения, были необходимы специалисты, хорошо разбирающиеся во всем многообразии монет и способные дать советы по их использованию,  обмену, то есть банкиры. Без их  участия не обходились крупные торговые  ярмарки. Историческая наука свидетельствует, что уже в 10 веке Италия являлась центром мировой торговли, и поэтому именно в этот период потребность в банкирах проявлялась все острее. Банкиры существовали в Древней Греции, где их называли  «трапезидами» от греческого «трапеза» - стол. В Древнем   Риме менсарии (от латинского mensa- стол) производили обменные операции. Однако в то время прототипы современных банков еще не выполняли важнейшей банковской функции – предоставление кредитов. Вместе с тем историческая наука свидетельствует, что еще 2300 лет до нашей эры существовали торговые компании, которые помимо торговли выдавали ссуды. В Древнем Вавилоне и Греции принимали вклады с последующим начислением и уплатой процентов. Такие операции осуществлялись частными лицами, церковными учреждениями. Так, в храме Артемиды  в Эфесе сосредотачивались вклады с малоазиатского побережья. Служители храмов – первые банкиры – поняли, что взятые деньги должны прибыльно использоваться, например, через представление ссуд под залог или вложения их в предприятия, торговлю (инвестирование). Первоначально ссуды выдавались под огромные проценты, от 20% до 60% годовых. Причем наибольший процент взимался по краткосрочным ссудам. В древних банках расчеты с клиентами производились с помощью специальных таблиц, путем переноса денежных средств из одной таблицы в другую. Каждый вкладчик в банке имел свою именную таблицу. Денежные средства из таблицы одного вкладчика переносились в таблицу другого, то есть осуществлялись безналичные расчеты. Для ведения таких операций нужно было первоначально устное, а в последствии и письменное распоряжение владельца счета. Таким образом, набор услуг банков  расширялся, и это привлекало все новых и новых клиентов. Со временем банки стали составлять договоры между клиентами, выполнять посреднические функции, выпускать банковские билеты. Появлялись предпосылки для зарождения современных банков. Проведение банковских операций регулировалось уже в тот период нормативными актами. Сборник законов Хаммурапи доказывает, что форма хранения средств

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Маркетинг
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
349 Kb
Скачали:
0