Понятие цены и ее основные функции. Форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1. Понятие цены и ее основные функции

Одной из причин большого интереса к цене продукта может быть то, что цена является чисто количественной, одномерной величиной и легко поддается операционализации. Благодаря этому ее гораздо проще использовать в моделях спроса и предложения, чем сравнительно сложные конструкции типа качества продукта, его имиджа или влияния рекламы.

Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена, и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей [12].

Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая  цена напротив означает дешевизну и то, что покупателю на ее приобретение потребуется значительно меньшее количество денежных средств. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм. Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящий в единую систему. Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходится платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь [9].

Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара [4].

Существует множество определений цены, в рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение:

Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена [6].

В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами – производства в целом и с главным фактором – трудом. В данном подходе цена формулируется как денежное выражение стоимости товара.

Основные функции цен – это функция учета и измерения затрат общественного труда, стимулирующая, распределения и перераспределения, функция цены как средство более рационального размещения производства, а также сбалансированности спроса и предложения (Рис.1). Функция учета и измерения затрат определяется сущностью цены

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Маркетинг
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
42 Kb
Скачали:
0