Номинальные технические данные электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения. Каналы электродвигателя, в которых рассчитываются переходные процессы, страница 3

                                                          Фарадея)   из-за вращения её в магнитном поле;

Mэм                                          –         электромагнитный   момент,    развиваемый                                                   электродвигателем   (по закону Ампера) из-за наличия   якорной обмотки с током в магнитном поле от обмотки 

                                            возбуждения;

Rмех.ст.               –        механическое сопротивление сухого трения , создающее   постоянный (статический) нагрузочный момент Mст , не   зависящий от угловой скорости ω якоря;

Jя                                             –          момент инерции якоря.

Записывая уравнения электрического и механического равновесия по законам Кирхгофа и Ньютона в соответствии со схемами замещения, получим математическую модель ДПТ НВ в канонической (непреобразованной) форме

                                                         ⎧uЯ = iЯ RЯ + LЯ diЯ + eЯ ,         

                                                         ⎪⎪                            dt                    

uВ = iВ В В diВ ⎨ ⋅ R + L ⋅ ,

                                                          ⎪                           dt                                              (2.1)

                                                          ⎪МЭМ = JЯ dω+ MСТ sign(ω).               

                                                         ⎪⎩                  dt                                            

Функция sign(ω)= ± 1 находится в зависимости от направления вращения якоря электродвигателя, этим учитывается, что момент сухого трения   МСТ всегда действует против вращения вала, но от скорости его вращения не зависит.

Система уравнений (2.1)  недостаточна, поскольку она имеет три уравнения для пяти неизвестных величин (iя , iв , ея ,  ω , Mэм ) при трех заданных величинах  

( uя , uв , МСТ ). Систему необходимо дополнить двумя уравнениями, известными из теории  электрических машин и определяемыми законами

Фарадея и Ампера, 

eЯ = KE ФВ ⋅ω,

МЭМ = KE ФВ iЯ , где  КЕ   - константа, зависящая от конструкции и параметров электродвигателя.

Из допущения о ненасыщенности   магнитной цепи следует, что магнитный поток ФВ  двигателя  пропорционален току возбуждения 

ФВ = KФN WВ iЯ , где КФN — константа, определяемая конструкцией и параметрами магнитной цепи электродвигателя;  WB — число витков обмотки возбуждения.      Тогда, в целом математическая модель ДПТ НВ будет определяться дифференциальными уравнениями (2.1) и следующими уравнениями связи

                                          ⎧⎪⎩Яэм= К=EККE ФКN ФWN BWiBB⋅⋅iωB ,⋅iЯ ,.                                       (2.2)

2.2 Получение математической модели ДПТ НВ в относительных переменных в форме Коши

Запись математической модели (2.1, 2.2) в форме Коши, когда система дифференциальных уравнений решена относительно первых производных от неизвестных величин, и переход от абсолютных переменных к относительным позволяет упростить и сделать математическую модель, удобной для исследования на ПЭВМ. С этой целью, первоначально расцепим дифференциальную и алгебраическую части модели ДПТ НВ за счёт подстановки (2.2) в (2.1)

                                       ⎧                            diЯ

                                          ⎪UЯ = iЯ RЯ + LЯ dt + КE КФN WB iB ⋅ω,       

                                       ⎪                                                                      

                                       ⎪                           diВ

                                         ⎨UВ = iВ RВ + LВ ⋅  ,                                                           (2.3)

                                       ⎪                            dt