Цели и задачи технико-экономических расчетов в энергетике, особенности их выполнения. Инструкция по определению экономической эффективности капитальных вложений в развитие энергетического хозяйства в качестве показателя, страница 4

Топливные

базы

Потребители

Располагаемая мощность топливных баз тыс. ту.т.

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Первая

2

3

5

6

7

300

Вторая

3

5

6

9

11

150

Потребность в топливе,           тыс.ту.т.

60

45

80

70

55

Цифры, стоящие в клетках таблицы, характеризуют затраты на транспортировку 1 ту.т.  от источника к потребителю. Принять, что стоимость 1 ту.т. на первой базе составляет 20 р., на второй – 15 р.

Требуется определить оптимальный план топливоснабжения и замыкающие затраты на топливо у потребителей.

Решение.     Сформулированная выше задача относится к классу транспортных задач линейного программирования и поэтому может быть решена с помощью соответствующих методов, например, с помощью метода потенциалов.

Поскольку при определении оптимального варианта топливоснабжения следует учесть не только затраты не перевозку, но и затраты на добычу топлива, то переформируем исходную матрицу, представленную в табл. 1, учтя в ней, помимо транспортных расходов, также стоимость топлива (табл. 2).

                                                                                                                 Таблица 2

Топливные

базы

Потребители

Располагаемая мощность топливных баз тыс. ту.т.

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Первая

22

23

25

26

27

300

Вторая

18

20

21

24

26

150

Потребность в топливе,           тыс.ту.т.

60

45

80

70

55

На первом этапе решения следует, прежде всего, определить исходное допустимое базисное решение. Для этого воспользуемся диагональным методом. Строим табл. 3, в которую вводим дополнительный фиктивный пункт потребления, так как мощность баз превышает потребность (открытая транспортная задача)

                                                                                                                        Таблица 3

Топливные

базы

Потребители

Располагаемая мощность топливных баз тыс. ту.т.

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

6-й

Первая

60

х

х

х

х

х

300

Вторая

х

150

Потребность в топливе,           тыс.ту.т.

60

45

80

70

55

140

В соответствии с процедурой диагонального метода строим серию таблиц, заполняя каждую из них, начиная с первой. В результате получим исходное базисное решение: Х11 = 60; Х12 = 45; Х13 = 80; Х14 = 70; Х15 = 45; Х25 = 10; Х26 = 140.

Далее составляем для базисных переменных уравнения

х1 – u1 = 22; х2 – u1 = 23; х3 – u1 = 25; х4 – u1 = 26; х5 – u1 = 27; х5 – u2 = 26; х6 – u2 = 0. Полагая переменную u2 равной нулю (u2 = 0), получим из системы уравнений значения остальных переменных х6 = 0; х5 = 26; u1 = -1; х4 = 25; х3 = 24; х2 = 22; х1 = 21.  Далее проверим выполнимость неравенств для свободных переменных:  х1 – u2 = 21 - 0 = 21 > 18; х2 – u2 = 22 – 0 = 22 > 20; х3 – u2 = 24 – 0 = 24 > 1; х4 – u2 = 25 – 0 = 25 > 24; х6 – u1 = 0 + 1 > 0.

Полученное решение не оптимальное, так как условие оптимальности хj – ui < Сji   для свободных переменных не выполняется. Для перехода к следующему решению найдем значение коэффициентов Сij* = Сji – (хj – ui) для свободных переменных и выявим минимальное значение. В результате получим