В работе /1/ приводится экспериментальная зависимость отношения скоростей вращения сепаратора и вала от частоты вращения вала для радиально-упорного шарикоподшипника с диаметром шарика 28,6 мм при осевой нагрузке на шарик 2150 Н (рис. 2. 4). Согласно этой зависимости, с увеличением частоты вращения, вала отношение скоростей вращения сепаратора и вала увеличивается. В данной работе приведены также результаты расчета кинематических соотношений в соответствии с гипотезой ведущего кольца и на основе анализа сил трения в упругогидродинамической смазке. Показано, что результаты расчета с учетом сил трения в упругогидродинамической смазке лучше согласуются с экспериментальными данными, чем результаты расчета, в основе которых лежит гипотеза ведущего кольца. Аналогичные выводы приводятся в работе /3/.
Из работы /1/ также следует, что с уменьшением осевой нагрузки и частоты вращения вала уменьшается расхождение между результатами расчета и эксперимента. Указанное расхождение объясняется следующими причинами:
1) изменением кинематики подшипника, приводящей к изменению сил трения за счет различия в интенсивности отвода тепла, выделяющегося за счет трения между контактами на внутреннем и наружном кольцах;
2) различием распределения давлений в контактных зонах при небольших нагрузках, которое отличается от классического эллипсоидного распределения, характерного для герцевского контакта;
3) изменением поведения смазки с увеличением скорости скольжения на контактных поверхностях.
Рис.2.3. Силы, действующие на шарик в точках контакта с внутренним и наружным кольцами /1/.
Рис.2.4. Зависимость отношения скоростей вращения сепаратора и вала от скорости вращения вала ( 2150 Н, 28,6 мм); ( о ) - экспериментальные данные, (- - -) - гипотеза ведущего кольца, (------) – учет сил трения в упругодинамической смазке /…/.
При вращении внутреннего кольца подшипника с частотой 666/1/ тип смазки на движение шариков и сепаратора в малогабаритных шарикоподшипниках существенного влияния не оказывает. В данном случае автор рекомендует при расчете кинематики использовать теоретические зависимости, полученные для идеального сухого подшипника.
В работе /5./ отмечается, что расчетную долговечность современному подшипнику качения можно гарантировать только при определенном соотношении толщины масляного слоя и микрогеометрии контактирующих поверхностей. Из работы /5/ следует, что толщины смазочного слоя в высокоскоростных подшипниках качения обычно находятся в пределах 0,2...О,5 мкм, а микронеровности обычно имеют величину менее 0,15 мкм.
Таким образам, во многих случаях в высокоскоростных подшипниках качения, работающих со смазкой, создаются условия для жидкостного трения и это необходимо учитывать при исследовании кинематики шарикоподшипников. На необходимость учёта контактной гидродинамики указывается также в работе /3/.
В работе /6/ отмечается, что проскальзывание в радиально-упорном шарикоподшипнике, зависящее от углов контакта шариков с кольцами, вязкости смазочного материала, частоты вращения, увеличивает энергетические потери на трение, влияет на распределение усилий в элементах подшипника, на тепловой режим и его работоспособность.
Момент сопротивления вращению также связан с кинематикой подшипника /1/. Однако, в известной литературе отсутствуют зависимости момента сопротивления вращения от кинематических соотношений в радиально-упорных шарикоподшипниках с учетом нагрузок, частоты вращения и износа деталей. Влияние осевой нагрузки на кинематику радиально-упорных шарикоподшипников отражено в литературе. Значительное уменьшение отношение частот вращение сепаратора и вала при увеличении осевой нагрузки в литературе объясняется проскальзыванием. Причём величина скольжения по внутреннему кольцу примерно в 2 раза больше скольжения на наружном кольце, потому что с точки зрения проскальзывания шаров в направлении качения ведущим является внутренне кольцо. Однако, в данной работе приводятся результаты экспериментальных исследований, указывающих на то, что ведущим бывает в большинстве случаев кольцо с меньшим радиусом кривизны дорожки качения в поперечном сечении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.