О некоторых предложениях по поправкам к проекту стандарта 3-го поколения
Затрагиваемые вопросы
-
Новый перечень специальностей
-
Предложения по модификации проекта стандарта
-
Общие предложения по системе перечень – ГОСы - лицензирование
Предложения по перечню направлений и специальностей
Предложения по перечню направлений и специальностей
Предложения по перечню направлений и специальностей
Предложения по перечню направлений и специальностей
Поправки в проект стандарта
-
Основные мотивации и идеи стандарта
-
Основные предложения по поправкам
Внешние мотивации и ограничения
-
У Минобрнауки отсутствует ясная концепция государственного образовательного стандарта ВПО нового поколения и нового «укрупненного» Перечня направлений подготовки (специальностей) ВПО
-
У Минобрнауки и у вузов отсутствует четко-определенное и единое понимание «модуля» и «кредита (зачетной единицы)»
-
Систематизация «компетенций», у разных разработчиков проектов ГОС ВПО существенно различается
Внутренние мотивации и ограничения
-
Решение пленума УМО по классическому университетскому образованию (март 2005 г.)
-
Разработать принципиальные подходы к формированию структуры образования по университетским специальностям
-
Для каждого направления обосновать принципиальную возможность (или невозможность) двухступенчатой, интегрированной или моноуровневой реализации
Внутренние мотивации и ограничения (продолжение)
-
Образовательные программы подготовки бакалавров должны формироваться по направлению в целом, т.е. должны давать полноценную базовую фундаментальную подготовку, обязательно ориентированную на продолжение бакалавром обучения на втором уровне
-
В ГОС бакалавра по направлению должна быть заложена вариативная часть (профильная)
-
Считать для университетских специальностей невозможным введение образовательной программы типа "бакалавра по специальности"
Подходы к проектированию ГОС третьего поколения
-
При работе над проектом ГОС были соблюдены следующие принципы:
-
Преемственность (для обеспечения сохранения традиций, фундаментальности и качества классического университетского образования),
-
Постепенность (для возможности корректировки и адаптации в зависимости от дальнейшего развития реформы образования),
-
Узнаваемость (для создание условий и механизмов обеспечения узнавания и признания Российского образования в Болонском процессе).
Кредитно-модульная структура
-
Основные модули (ОМ), т.е. совокупность дисциплин, составляющих ядро ООП и формирующих базовые обепрофессиональные и профессиоанльно-профилированные компетенции выпускника (по существу, это аналог совокупности дисциплин, входящих в цикл ОПД и СД действующего ГОС ВПО);
-
Поддерживающие модули (ПМ) – совокупность дисциплин, без освоения которых невозможно изучение дисциплин основного модуля, формирующие общенаучные компетенции выпускника (во многом, это аналог набора естественнонаучных и социально-экономических дисциплин, входящих в цикл ЕН и ГСЭ действующего ГОС ВПО);
Кредитно-модульная структура (продолжение)
-
организационные и коммуникационные модули (ОКМ) – формирующие системные, организационно-управленческие, межличностные компетенции выпускника (частично, это аналог дисциплин цикла ГСЭ действующего ГОС ВПО);
-
специализированные (дополнительные) модули (ДМ) – совокупность факультативных дисциплин, не являющихся обязательными, но расширяющих и углубляющих компетенции выпускника в избранной области;
Кредитно-модульная структура (продолжение)
-
Переносящие модули (П) (обеспечивающие перенос знаний на практику) – включающие учебные и производственные практики, курсовые и выпускные работы, научно-исследовательскую работу в магистратуре, итоговую аттестацию.
-
Общее правило – чем выше уровень подготовки, тем больше модулей, углубляющих знание и устанавливающих связь между теорией и практикой.
Ключевой момент
Под модулем стандарта понимается совокупность дисциплин и практик, обеспечивающих те или иные компетенции выпускника. Фактически, в предложенном подходе к формированию ГОС, компетенции заменяют собой дидактические единицы отдельных дисциплин.
Права вуза