-
Утвержденный государством Перечень, который хоть и называется «Перечнем направлений (специальностей) ВПО» по сути является перечнем конкретных образовательных программ, ----- лицензирование (аккредитация) образовательных программ только из этого Перечня ----- финансирование только этих образовательных программ (на основе Госзадания).
-
Новый Перечень, судя по тому, как была изначально поставлена задача, должен быть не Перечнем образовательных программ, а именно Перечнем направлений подготовки (то есть рамочным документом, определяющим широкие сферы образования (сопоставимые с международной статистикой),
Возникающие вопросы
-
Где (в каком документе) будут зафиксированы перечни (списки) конкретных образовательных программ (подходящих по заданным (?) критериям под Перечень направлений подготовки)?
-
Кем именно (Минобрнаукой, УМО, иными общественно-профессиональными организациями) и с помощью каких процедур они будут рассматриваться и утверждаться?
-
Будут ли эти перечни (списки) основанием для разрешения на аккредитацию вошедших в них образовательных программ и для «претензии» на государственное финансирование?
Предлагаемая схема
Свойства предлагаемой схемы
-
Не противоречит действующему Закону «Об образовании».
-
Частично не соответствует Закону «О высшем и послевузовском» образовании, который и так по большому количеству статей и разделов будет изменен.
Свойства предлагаемой схемы (продолжение)
-
Удовлетворяет концепции развития высшего образования, определенной в «Приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ в декабре 2004 г
Свойства предлагаемой схемы (продолжение)
-
Удовлетворяет Закону «О гостехругулировании» (2002 г.), так как Перечень направлений подготовки и ГОС ВПО по направлению подготовки при такой схеме можно сделать «рамочными регламентами», а Примерные основные образовательные программы, разрабатываемые и утверждаемые УМО или образовательно-профессиональными объединениями (УМО+работодатели) будут выполнять функции Стандартов, которые вузы добровольно устанавливают для себя и гарантируют их соблюдение.
Важный момент
-
С помощью схемы можно будет в нужном направлении «обойти» известные «финансовые подвохи», которых больше всего сейчас опасаются вузы. Для этого необходимо выполнить следующие условия:
Условия реализации схемы
Перечень направлений подготовки должен объединять 1-й и 2-й уровень и не называть ни одной конкретной образовательной программы (все программы 1-го и 2-го уровней должны быть прописаны в Перечне образовательных программ, который также будет утверждаться МОН или уполномоченными МОН образовательно-профессиональными структурами);
Условия реализации схемы (продолжение)
ГОС ВПО по направлению подготовки обязательно должен быть сделан для 1-го и 2-го уровней подготовки. При этом его необходимо сделать так, чтобы он по своей сути являлся бы «федеральным компонентом» в понимании ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»
Стандарт должен включать в себя:
-
Общие требования к ООП ВПО.
-
Требования к обязательному минимуму содержания ООП ВПО, условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой государственной аттестации, уровню подготовки выпускников.
-
Сроки освоения ООП ВПО.
-
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Условия реализации схемы (окончание)
Аккредитация в новой схеме должна проводиться не для «укрупненных» направлений подготовки (это просто невозможно будет осуществить), а для конкретных основных профессиональных образовательных программ 1-го и 2-го уровней подготовки (в рамках лицензированного вузом направления подготовки).
Свойства схемы (окончание)
-
Удовлетворяет подходам, характерным для систем классификации, стандартизации и аккредитации образовательных программ США и ряда Европейских стран.
-
Перечень направлений подготовки несложно сделать сопоставимым с МСКО и Евростатом, а также увязать с Национальной Рамкой Квалификаций в образовании (которая в 2006-2007 г. будет разрабатываться в России на базе Европейской рамки квалификаций).
Вывод
Вся предложенная система классификации, стандартизации и аккредитации направлений подготовки и образовательных программ ВПО (дополненная четкими методиками использования компетенций, зачетных единиц, модулей при формировании ООП и рабочих программ вузов, а также единой утвержденной формой приложения к диплому (европейского образца)) составит основу национальной системы квалификаций в образовании (в широком понимании).