Глава 4
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ НА ФОРМИРОВНАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Объектом исследования является учебная практика студентов учащихся по специальности «Социальная педагогика» ППФ СибФУ, а предметом исследования – становление ключевых компетентностей специалиста в процессе этой практики.
Методом исследования был выбран контент-анализ документов-продуктов практики – отчетов, в которых студенты отражают основные социально-педагогические проблемы, на решение которых была направлена деятельность учреждений - мест прохождения практики, описывают основные формы их решения, собственный опыт работы и возникшие затруднения, определяют личностные и профессиональные дефициты и программу дальнейшего образования.
Нами были определены единицы контент-анализа для каждой ключевой компетентности специалиста. Напомню, что единицами в данном случае являются некие коды – конкретные словосочетания либо явно читаемые в тексте документа, либо скрытые в контексте. Итак, единицы контента:
Компетентность |
Ее сущностное содержание |
Единицы контента для данной компетентности |
Интеллектуальная |
Знание о формах и методах научного познания и освоения окружающего мира, понимание роли науки в развитии общества |
Передать опыт, поделиться знаниями и др. |
Информационная |
Владение современными методами поиска, обработки и использования информации, умение интерпретировать и адаптировать информацию для адресата |
Умение объяснять, попытка информировать и др. |
Социальная |
Активная реализация субъектной позиции в своей жизнедеятельности в обществе вне узкопрофессиональной деятельности |
Толерантность, ответственность, быстрая реакция, организаторские способности, личная позиция и др. |
Коммуникативная |
Умение строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности |
Научиться общаться, умение заинтересовать, завоевать расположение, сотрудничество, удержание внимания и др. |
Педагогическая |
Обладание системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса, умение использовать их в своей профессиональной деятельности, способность к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы |
Знание методик, профессиональная роль, накопление опыта, навык работы, соблюдение субординации и др. |
Наиболее информативным с позиций избранного метода оказался такой пункт в отчетах как «Личные и профессиональные дефициты и достигнутые результаты.
Для выявления процесса становления компетентности единицы контента искались в двух типах утверждений: тех, где код определялся как дефицит, и тех, где код определялся как сформированное в результате практики умение. Обосновать это можно так – существующее в ходе практики «вбрасывание» в деятельность приводит к мобилизации всех полученных знаний. И если в каком-то месте неожиданно открывается «дырка» - осуществляемая деятельность служит источником для резкого скачка в развитии компетентности, так как проблему в любом случае нужно решать здесь и сейчас. К тому же выявление у себя какого-либо дефицита подразумевает под собой осознавание необходимости его преодоления для успешной профессиональной деятельности в будущем.
Нами было проанализировано 93 отчета по практике студентов различных курсов. Из них:
17 - |
По летней практике 2ого курса |
34 - |
По летней практике 3его курса |
30 - |
По СП-практике 3его курса |
12 - |
По ПП-практике 4ого курса |
Что презентовало весь спектр проводимых для студентов практик на ППФ СибФУ.
Результаты и выводы по проведенному исследованию.
Результаты исследования можно представить в виде следующей таблицы:
Компетентность |
Позиция дефицита |
Позиция умения |
||
Count |
%* |
Count |
%** |
|
Интеллектуальная |
4 |
5 |
36 |
~17,56 |
Информационная |
6 |
7,5 |
37 |
~18,05 |
Социальная |
20 |
25 |
39 |
~19,02 |
Коммуникативная |
15 |
18,75 |
43 |
~20,95 |
Педагогическая |
35 |
43,75 |
50 |
~24,4 |
* от общего количества дефицитов
** от общего количества умений
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о достаточно высоком уровне развития у наших студентов всех ключевых компетентностей специалиста. Неоспоримым является тот факт, что учебная практика играет в этом очень важную роль. Собственно профессиональная педагогическая компетентность в ходе практики формируется наиболее активно, и полученные данные тем самым подтверждают нашу гипотезу. Однако можно заметить также, что эта же профессиональная компетентность фигурирует как дефицитарная в почти половине случаев.
Возможно, это объясняется нормальной самокритичностью молодого специалиста, который понимает, насколько все же еще мал багаж его знаний и как много еще предстоит ему узнать нового и важного.
В целом, исследование проведено успешно, выдвинутые нами гипотезы полностью подтвердились, о чем говорят полученные цифры.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.