Исследование влияния учебной практики на формировнание ключевых компетентностей социального педагога

Страницы работы

Содержание работы

Глава 4

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ НА ФОРМИРОВНАНИЕ  КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Объектом исследования является учебная практика студентов учащихся по специальности «Социальная педагогика» ППФ СибФУ, а предметом исследования – становление ключевых компетентностей специалиста в процессе этой практики.

Методом исследования был выбран контент-анализ документов-продуктов практики – отчетов, в которых студенты отражают основные социально-педагогические проблемы, на решение которых была направлена деятельность учреждений - мест прохождения практики, описывают основные формы их решения, собственный опыт работы и возникшие затруднения, определяют личностные и профессиональные дефициты и программу дальнейшего образования.

Нами были определены единицы контент-анализа для каждой ключевой компетентности специалиста. Напомню, что единицами в данном случае являются некие коды – конкретные словосочетания либо явно читаемые в тексте документа, либо скрытые в контексте. Итак, единицы контента:

Компетентность

Ее сущностное содержание

Единицы контента для данной компетентности

Интеллектуальная

Знание о формах и методах научного познания и освоения окружающего мира, понимание роли науки в развитии общества

Передать опыт, поделиться знаниями и др.

Информационная

Владение современными методами поиска, обработки и использования информации, умение интерпретировать и адаптировать информацию для адресата

Умение объяснять, попытка информировать и др.

Социальная

Активная реализация субъектной позиции в своей жизнедеятельности в обществе вне узкопрофессиональной деятельности

Толерантность, ответственность, быстрая реакция, организаторские способности, личная позиция и др.

Коммуникативная

Умение строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности

Научиться общаться, умение заинтересовать, завоевать расположение, сотрудничество, удержание внимания и др.

Педагогическая

Обладание системой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса, умение использовать их в своей профессиональной деятельности, способность к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы

Знание методик, профессиональная роль, накопление опыта, навык работы, соблюдение субординации и др.

Наиболее информативным с позиций избранного метода оказался такой пункт в отчетах как «Личные и профессиональные дефициты и достигнутые результаты.

Для выявления процесса становления компетентности единицы контента искались в двух типах утверждений: тех, где код определялся как дефицит, и тех, где код определялся как сформированное в результате практики умение. Обосновать это можно так – существующее в ходе практики «вбрасывание» в деятельность приводит к мобилизации всех полученных знаний. И если в каком-то месте неожиданно открывается «дырка» - осуществляемая деятельность служит источником для резкого скачка в развитии компетентности, так как проблему в любом случае нужно решать здесь и сейчас. К тому же выявление у себя какого-либо дефицита подразумевает под собой осознавание необходимости его преодоления для успешной профессиональной деятельности в будущем.

Нами было проанализировано 93 отчета по практике студентов различных курсов. Из них:

17 -

По летней практике 2ого курса

34 -

По летней практике 3его курса

30 -

По СП-практике 3его курса

12 -

По ПП-практике 4ого курса

Что презентовало весь спектр проводимых для студентов практик на ППФ СибФУ.

Результаты и выводы по проведенному исследованию.

Результаты исследования можно представить в виде следующей таблицы:

Компетентность

Позиция дефицита

Позиция умения

Count

%*

Count

%**

Интеллектуальная

4

5

36

~17,56

Информационная

6

7,5

37

~18,05

Социальная

20

25

39

~19,02

Коммуникативная

15

18,75

43

~20,95

Педагогическая

35

43,75

50

~24,4

* от общего количества дефицитов

** от общего количества умений

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о достаточно высоком уровне развития у наших студентов всех ключевых компетентностей специалиста. Неоспоримым является тот факт, что учебная практика играет в этом очень важную роль. Собственно профессиональная педагогическая компетентность в ходе практики формируется наиболее активно, и полученные данные тем самым подтверждают нашу гипотезу. Однако можно заметить также, что эта же профессиональная компетентность фигурирует как дефицитарная в почти половине случаев.

Возможно, это объясняется нормальной самокритичностью молодого специалиста, который понимает, насколько все же еще мал багаж его знаний и как много еще предстоит ему узнать нового и важного.

В целом, исследование проведено успешно, выдвинутые нами гипотезы полностью подтвердились, о чем говорят полученные цифры.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
48 Kb
Скачали:
0