ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
ПЛАН:
-
Факторы риска аддиктивного поведения подростков и молодежи: биологические, психологические, поведенческие, нравственные, макросоциальные, микросоциальные, семейные.
-
Комплексная модель профилактической работы в области аддиктивного поведения
-
Модель профилактической работы с подростками, входящими в группу риска по различным видам аддиктивного поведения
-
Диагностика аддиктивного поведения подростка, входящего в группу риска и особенности психокоррекционной работы с подростками
-
Особенности работы социального педагога с семьями, в которых дети употребляют спиртные напитки и наркотики. Проблема преодоления созависимости.
Образовательная среда и риски развития
-
Главная цель образования - воспитание ценности свободы
-
Пространство школы
-
решает задачи взросления
-
или
-
провоцирует аддиктивные пробы ?
Взаимодействие в области профилактики: «пусть пироги печет пирожник, а сапоги должен тачать сапожник…»
Профилактика в школе: лечить наркоманов или бороться с распространением наркотиков?
Виды профилактики:
-
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения детей и подростков к наркотизации
-
Вторичная профилактика предотвращает развитие наркогенной зависимости у несовершеннолетних, имеющих опыт использования одурманивающих веществ
-
Третичная профилактика – реабилитация детей и подростков со сформированной зависимостью
Проект «Профилактика аддиктивного поведения в условиях школы»
-
Цели проекта:
-
Создание эффективной модели профилактики аддиктивных форм поведения в условиях российских школ
-
разработка и осуществление программы подготовки специалистов в области профилактики
-
Опыт зарубежных коллег в области профилактики аддикций показывает оправданность приоритета школы в реализации профилактических программ
-
В России образование по-прежнему имеет достаточно ресурсов, при правильной организации которых можно культивировать ценности и установки, не совместимые с зависимым, аддиктивным поведением
Идея и цель предлагаемого подхода:
-
Желание, а затем и потребность прибегнуть к аддиктивным формам поведения появляется там, где возникают проблемы самочувствия, самореализации, самовыражения
-
Принципиально важно проектирование такой образовательной среды, которая обеспечивала бы ребенку стабильное, положительное самочувствие
Основная задача профилактики
-
создание условий для увеличения личностных ресурсов ребенка
-
формирование самостоятельности, инициативы, ответственности
-
развитие эмоциональной сферы
-
становление социальной компетентности (самостоятельность в социальной деятельности)
-
формирование ценности здорового образа жизни
-
Прямые профилактические программы должны носить четкий адресный характер
Как оценить эффективность профилактических программ?
-
Выявление динамики степени риска аддикций в период актуального риска -методика РАП (риск аддиктивного поведения)
-
опросник для подростков 14-17 лет
-
способ оценки эффективности программ профилактики
Результаты проекта:
-
образовательные программы для педагогов, учащихся и родителей
-
программа мониторинга динамики риска аддикций
-
25 команд специалистов из регионов Красноярского края и г. Красноярска
-
4 Центра подготовки специалистов в области профилактики в регионах