Цель работы: знание законов распределения амплитуды и фазы напряжения и тока вдоль длинной линии при различных нагрузках, умение выполнять расчеты основных параметров линии и применять простейшие способы согласования линии с нагрузкой. В работе исследуются процессы в двухпроводной воздушной и несимметричной полосковой линиях.
Порядок выполнения работы:
Двухпроводная воздушная линия
· Расчёт волнового сопротивления четвертьволнового трансформатора и воздушной линии;
· Снятие эпюров распределения напряжения вдоль линии, закороченной на конце, на частоте 500 МГц. Измерение длины волны в линии;
· Снятие распределения амплитуды напряжения вдоль линии, нагруженной на комплексное сопротивление. Определение Г, КСВ, КБВ;
· Определение Zн, а также входного сопротивления в сечениях линии, где оно чисто активное;
· Согласование нагрузку четвертьволновым трансформатором. После получения согласования снимите распределение напряжения вдоль всей линии.
Полосковая линия
· Измерить длину волны в полосковой линии на той же частоте генератора, что и воздушную линию. По полученным результатам определить эффективную диэлектрическую проницаемость диэлектрика,
· Снять эпюры распределения напряжения линии, нагруженной на различные элементы: а) емкость» б) индуктивность, г) активное сопротивление.
· По результатам измерений рассчитать вели чины емкости, индуктивности, сопротивления.
Расчет волновых сопротивлений четвертьволнового трансформатора и воздушной линии.
Волновое сопротивление может быть рассчитано по формуле:
,
где s = 0,02 м ; d = 0,005 м
Исследование распределения напряжения и тока вдоль линии, закороченной на конце.
X |
U2, усл.ед. |
0 |
0 |
5 |
28 |
10 |
48 |
15 |
50 |
20 |
47 |
25 |
16 |
30 |
0 |
35 |
28 |
40 |
46 |
45 |
50 |
50 |
47 |
55 |
16 |
60 |
0 |
65 |
32 |
70 |
47 |
75 |
50 |
80 |
47 |
85 |
15 |
90 |
0 |
95 |
32 |
100 |
48 |
105 |
50 |
110 |
46 |
115 |
20 |
118 |
2 |
Определение длины волны в линии (определяется как разность значений двух максимумов, умноженная на 2): l = (0-30)´2 = 60 см
Исследование распределения напряжения и тока вдоль линии, нагруженной на комплексное сопротивление.
X |
U2, усл.ед. |
1 |
29 |
5 |
16 |
10 |
14 |
15 |
32 |
20 |
48 |
25 |
49 |
30 |
34 |
35 |
18 |
40 |
14 |
45 |
35 |
50 |
50 |
55 |
49 |
60 |
44 |
65 |
20 |
70 |
16 |
75 |
36 |
80 |
50 |
85 |
46 |
90 |
38 |
95 |
20 |
100 |
16 |
105 |
37 |
110 |
47 |
115 |
50 |
118 |
49 |
Расчёт Г, КСВ и КБВ.
КСВ = Ö|U2max|/|U2min| = Ö50/14 = 1,89
КБВ = 1/КСВ = 0,53
|Г| = (КСВ – 1)/(КСВ + 1) = 0,31
Определение Zн, активного входного сопротивления
Распределение напряжения вдоль всей линии после получения согласования нагрузки четвертьволновым трансформатором.
X |
U2, усл.ед. |
36 |
28 |
51 |
34 |
62 |
27 |
48 |
32 |
56 |
30 |
59 |
26 |
64 |
32 |
68 |
34 |
85 |
28 |
92 |
26 |
100 |
31 |
106 |
30 |
111 |
34 |
118 |
27 |
КСВ = Ö|U2max|/|U2min| = Ö34/26 = 1,14
КБВ = 1/КСВ = 0,87
|Г| = (КСВ – 1)/(КСВ + 1) = 0,07
Измерение длины волны в полосковой линии, определение эффективной диэлектрической проницаемости
Определение длины волны аналогично её определению для воздушной линии
l = (29 – 44,5)´2 = 31 см
Найдём e = (c/f´l)2 = 3,75
Распределения напряжения линии, нагруженной на различные элементы
Нагрузка – ёмкость.
X |
U2, усл.ед. |
1 |
18 |
3,7 |
1 |
10,4 |
84 |
18,7 |
1 |
25,1 |
84 |
34,5 |
1 |
40,6 |
100 |
49,9 |
1 |
КСВ = Ö|U2max|/|U2min| = Ö100/1 = 10
Нагрузка – индуктивность
X |
U2, усл.ед. |
1 |
41 |
2,6 |
52 |
6 |
18 |
10,6 |
1 |
14,3 |
22 |
17,2 |
54 |
22,3 |
21 |
26,2 |
1 |
29,5 |
20 |
32,5 |
50 |
37,3 |
32 |
41,9 |
1 |
45,9 |
32 |
49,1 |
56 |
КСВ = Ö|U2max|/|U2min| = Ö56/1 = 7,5
Нагрузка – активное сопротивление
X |
U2, усл.ед. |
1 |
41 |
8,9 |
52 |
10,9 |
18 |
16,1 |
1 |
21,6 |
22 |
24,7 |
54 |
27,4 |
21 |
32,3 |
1 |
36,2 |
20 |
39,5 |
50 |
44,1 |
32 |
46,5 |
1 |
КСВ = Ö|U2max|/|U2min| = Ö54/1 = 7,3
Расчет вели чины емкости, индуктивности, сопротивления.
Из диаграммы полных сопротивлений:
Xc =
XL =
R =
Xc = -j/(wC) => C = -j/(wXc) =
XL = jwL => L = jwXL =
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.