Оценка закупочной деятельности оптового предприятия на примере ООО. Организационно-экономическая характеристика предприятия, страница 6

Контроль за эффективностью закупочной деятельности включает в себя не только наблюдение за исполнением договорных обязательств и претензионную работу, но и учет поступления товаров от поставщиков. Для учета поступивших товаров и запасов, находящихся в наличии на складах компании, используются специализированные компьютерные программы (например, 1С «Склад»).

Однако, несмотря на наличие системы учеты и контроля за оптовыми закупками, на предприятии не производится оценка эффективности закупочной деятельности.   

Другие проблемы планирования и организации закупочной деятельности отражены в Таблице 11.

Таблица 11 – Оценка основных операций, характеризующих закупочную деятельность компании «-»

Операция

Оценка

Изучение и прогнозирование покупательского спроса

Отсутствует

Определение потребности в товарах

Основано на субъективном мнении и опыте менеджеров направлений, а также от условий, которые диктуют некоторые поставщики

Определение стратегии и методов закупки

Закупки по мере необходимости, по отдельным видам договоров – еженедельные (условие поставщика)

Оценка существующих и поиск новых поставщиков

Оценка существующих поставщиков отсутствует. Поиском новых поставщиков занимается непосредственно руководитель фирмы, основываясь на личных связях

Разработка и заключение договоров с поставщиками

Осуществляется коммерческим директором и менеджерами направлений, состоит в обсуждении с поставщиком наиболее выгодных для фирмы условий поставки. Не всегда эффективна (имеются договоры на невыгодных для фирмы условиях)

Учет и контроль за оптовыми закупками

Осуществляется менеджерами направлений, включает претензионную работу (составление рекламационных актов, чаще всего по поводу несоответствия качества поставляемой продукции – истекший срок годности). Учет поступления товаров – функция работников склада

Отсутствие маркетинговой и логистической составляющих (а именно изучение спроса, определение потребности в товарах, объективная оценка поставщиков) при осуществлении закупочной деятельности – главная причина ее недостаточной эффективности.

Особое внимание следует уделить оценке поставщиков, а точнее, отсутствию таковой в системе закупочной деятельности исследуемого предприятия. Из 27 поставщиков, с которыми компания работает в настоящий момент, по крайней мере, четверть из них диктует свои условия относительно объемов закупаемой партии, цен реализации товаров. Как правило, это крупные производители, выпускающие продукцию под широко известными брэндами, и имеющие большое влияние в бизнес-кругах. Прекращение сотрудничества с ними может повредить репутации исследуемой компании. В противном же случае, выполнение условий поставщиков приводит к затовариванию складов, поскольку товары не успевают реализовываться до новой поставки. К тому же, установленный предел продажной цены не дает возможность фирме покрывать коммерческие расходы и получать запланированную норму прибыли.

Использование инициативного метода принятия решений, на основе личного опыта руководителя компании может стать причиной упущенной прибыли для предприятия, поэтому управление закупочной деятельностью должно базироваться на информации, полученной из объективных источников (например, результаты маркетинговых исследований), а также на применении логистического подхода к решению существующих проблем.


Организационная структура управления ООО «-»

Рисунок 3