Оценка закупочной деятельности оптового предприятия на примере ООО. Организационно-экономическая характеристика предприятия, страница 4

Источник: [Заявка прайс-лист ООО «-»]

На основе вышеприведенной таблицы можно сделать выводы. Общее число наименований товара выросло на 38,71% за три года. Наиболее значительно углубился ассортимент сахара, кондитерских изделий, макаронных изделий, круп, приправ. Неизменным остался ассортимент рыбных и мясных консервов. Структура ассортимента претерпела изменения за счет включения в ассортиментный перечень новых групп товаров, как то хлебобулочные изделия, масла и спрэды, а также за счет изменения доли товарных групп в общем ассортименте: доля кондитерских изделий возросла с 9,89% до 26,70%, макаронных изделий – с 1,87% до 4,10%, в то время как доля слабоалкогольных напитков и соков значительно уменьшилась (с 21,27% до 6,59% и с 9,70% до 4,30% соответственно). 

Стоит отметить, что на начальном этапе существования компании ассортимент формировался беспорядочно, в зависимости от того, какие условия предлагал тот или иной производитель, наделяющий компанию дистрибьюторскими функциями. На данный момент ассортимент компании «-» полностью сформирован, и включает только те товары, которые пользуются спросом на рынке. На протяжении нескольких лет ассортимент изменялся несущественно, хотя сейчас в условиях экономического кризиса и падения покупательской способности населения наблюдается тенденция уменьшения спроса на некоторые группы товаров, поэтому компании в ближайшей перспективе придется пересмотреть свою ассортиментную политику.

Политика ценообразования. Товар компании не является уникальным, более того, это товар массового спроса, который отличается от товаров конкурентов лишь наименованием (представленными торговыми марками), поэтому компания  «-» отталкивается от уровня цен конкурентов при установлении цены на собственные товары, используя стратегию следования за ценой, т. е. цены на товары компании приближены к среднерыночным ценам. Стоит отметить, что цена на различные группы товаров устанавливается по-разному, что зависит от различных факторов (различный уровень затрат, условия поставки), – с этой точки зрения компания использует стратегию дифференциации цен. Метод ценообразования – «средние издержки плюс прибыль». Норма прибыли может варьироваться от 20 до 80% в зависимости от многих факторов, как то: скидки поставщиков и условия поставок данного вида товаров; конкурентоспособность товара; «продаваемость» товара; политика фирмы относительно данной группы товара; политика фирмы относительно товаров данного производителя и др.

Закупочная деятельность. Все поставщики компании – производители продуктов питания, выпускающие продукцию российских и международных торговых марок. Структура и динамика численности поставщиков представлены в Таблице 10.

Таблица 10 – Структура поставщиков компании «-» и динамика численности за период 2007-2009 гг.

Вид поставщиков

2007

2008

2009

Темп изменения, %

Кол-во

Удельный вес, %

Кол-во

Удельный вес, %

Кол-во

Удельный вес, %

Отечественные

3

15

5

20

6

22

200

Международные

17

85

19

80

21

78

126

Всего

20

100

24

100

27

100

135

В общей структуре доля поставщиков международного характера значительно превышает отечественных поставщиков, за исследуемый период ситуация существенно не изменилась. Общее число поставщиков выросло в среднем на 35% за 3 года: отечественных поставщиков стало больше вдвое, а международных – на 26% (или на 4 в абсолютном выражении), такая тенденция может быть обусловлена желанием компании сэкономить на транзакционных издержках.