Мотивация и стимулирование: теоретический подход. Понятие, сущность, виды мотивации. Определение типологии мотивации трудовой деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Несмотря на кажущиеся различия мотивационных теорий, все они исходят из необходимости определения потребностей, их классификации. Первичными потребностями признаются физиологические. Так, например, в соответствии стеорией иерархии потребностейАбрахама Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, причем потребности эти можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде пирамиды. Наглядное изображение приведено на рисунке  1.2. [15, с.68]

                                              

Рис. 1.2  Иерархия потребности по А.Маслоу

Такая форма выбрана потому, что чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения. Физиологические потребности – это потребности в пище, жилье, отдыхе, в сексуальном удовлетворении. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает человеку элементарное выживание. Одним из главных средств  удовлетворения этих потребностей являются деньги,  минимальный уровень заработной платы. Таким образом, материальные стимулы, зарплата, социальные блага – средства удовлетворения физиологических потребностей. К первичным потребностям Маслоу относил также потребности в безопасности  и уверенности в будущем (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении и пр.). Эти потребности удовлетворяются с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень оплаты труда (она позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд), и  стабильной работы в организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии.

Потребность в безопасности и физиологические потребности находятся в основании пирамиды, соответственно они требуют первостепенного удовлетворения и лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности следующего уровня, удовлетворить которые можно гораздо более разнообразными способами. Без удовлетворения потребностей первого и второго уровней, которые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека. Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают воздействовать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности.[29, с.146]

Те же самые первичные потребности в  относительно новой концепции ERG (existence, relatedness, growth) К. Альдерфера называются потребностями существования.  Альдерфер, рассматривает потребности в иерархии, так же как и Маслоу, но в отличие от него считает возможным переход от одного уровня потребностей к другому в различных направлениях. [3, c.362]

Схожий по содержанию подход к классификации потребностей предложил Ф.Герцберг. Он разбил их надве группы: мотивационные (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе и т.д.) и «гигиенические», связанные с условиями труда (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды и т.п.) (табл.1.1).

Таблица 1.1 

Факторы, приводящие к удовлетворению трудом

Гигиенические факторы

Мотивационные факторы

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижение по службе

Заработок

Признание и одобрение результатов работы

Межличностные отношения с начальниками, коллегам, подчиненными

Высокая степень ответственности

Степень непосредственного контроля за работой

Возможности творческого и делового роста

«Гигиенические» факторы в теории Герцберга аналогичны первичным  и социальным (в поддержке со стороны окружающих, в признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности) потребностям в иерархической теории А. Маслоу.

Недостаточное удовлетворение «гигиенических» потребностей вызывает у людей недовольство работой, резко снижает стимулы к ней, но с точки зрения Ф. Герцберга благополучие в этой области еще не означает появления удовлетворенности, а лишь создает предпосылки для активности.

На основании своих исследований Ф. Герцберг сделал вывод о том, что с помощью заработной платы как таковой мотивировать людей нельзя.

А поскольку «гигиенические» факторы не мотивируют работников, они только предотвращают появление у них чувства неудовлетворенности работой и ее условиями, для стимулирования трудовых усилий необходимо включение еще и мотивационных факторов. Ф. Герцберг показал также, что присутствие мотивационных факторов оказывает значительное стимулирующее воздействие на результативность труда, но при удовлетворении соответствующих потребностей это воздействие исчезает. В то же время отсутствие удовлетворения этих потребностей не становится демотивирующим моментом. [16, c.366]

О классификации потребностей речь идет и в трехфакторной теории МакКлелланда или иначе - теории приобретенных потребностей. Он рассматривает только три вида потребностей – это потребность в успехе, во власти и причастности, правда, без  определении их иерархии. Часто говорят о применении этой теории лишь к управленческому персоналу, а не к сотрудникам в целом. Потребность в успехе, например,  проявляется,  как стремление человека

Похожие материалы

Информация о работе