Мотивация и стимулирование: теоретический подход. Понятие, сущность, виды мотивации. Определение типологии мотивации трудовой деятельности

Страницы работы

82 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Несмотря на кажущиеся различия мотивационных теорий, все они исходят из необходимости определения потребностей, их классификации. Первичными потребностями признаются физиологические. Так, например, в соответствии стеорией иерархии потребностейАбрахама Маслоу люди постоянно испытывают различные потребности, причем потребности эти можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде пирамиды. Наглядное изображение приведено на рисунке  1.2. [15, с.68]

                                              

Рис. 1.2  Иерархия потребности по А.Маслоу

Такая форма выбрана потому, что чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения. Физиологические потребности – это потребности в пище, жилье, отдыхе, в сексуальном удовлетворении. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает человеку элементарное выживание. Одним из главных средств  удовлетворения этих потребностей являются деньги,  минимальный уровень заработной платы. Таким образом, материальные стимулы, зарплата, социальные блага – средства удовлетворения физиологических потребностей. К первичным потребностям Маслоу относил также потребности в безопасности  и уверенности в будущем (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении и пр.). Эти потребности удовлетворяются с помощью заработной платы, превышающей минимальный уровень оплаты труда (она позволяет приобретать страховой полис, делать взносы в пенсионный фонд), и  стабильной работы в организации, предоставляющей сотрудникам определенные социальные гарантии.

Потребность в безопасности и физиологические потребности находятся в основании пирамиды, соответственно они требуют первостепенного удовлетворения и лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности следующего уровня, удовлетворить которые можно гораздо более разнообразными способами. Без удовлетворения потребностей первого и второго уровней, которые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека. Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают воздействовать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности.[29, с.146]

Те же самые первичные потребности в  относительно новой концепции ERG (existence, relatedness, growth) К. Альдерфера называются потребностями существования.  Альдерфер, рассматривает потребности в иерархии, так же как и Маслоу, но в отличие от него считает возможным переход от одного уровня потребностей к другому в различных направлениях. [3, c.362]

Схожий по содержанию подход к классификации потребностей предложил Ф.Герцберг. Он разбил их надве группы: мотивационные (в признании, успехе, творческом росте, продвижении по службе и т.д.) и «гигиенические», связанные с условиями труда (заработок, вознаграждение, состояние внутренней среды и т.п.) (табл.1.1).

Таблица 1.1 

Факторы, приводящие к удовлетворению трудом

Гигиенические факторы

Мотивационные факторы

Политика фирмы и администрации

Успех

Условия работы

Продвижение по службе

Заработок

Признание и одобрение результатов работы

Межличностные отношения с начальниками, коллегам, подчиненными

Высокая степень ответственности

Степень непосредственного контроля за работой

Возможности творческого и делового роста

«Гигиенические» факторы в теории Герцберга аналогичны первичным  и социальным (в поддержке со стороны окружающих, в признании заслуг человека, принадлежности к той или иной общности) потребностям в иерархической теории А. Маслоу.

Недостаточное удовлетворение «гигиенических» потребностей вызывает у людей недовольство работой, резко снижает стимулы к ней, но с точки зрения Ф. Герцберга благополучие в этой области еще не означает появления удовлетворенности, а лишь создает предпосылки для активности.

На основании своих исследований Ф. Герцберг сделал вывод о том, что с помощью заработной платы как таковой мотивировать людей нельзя.

А поскольку «гигиенические» факторы не мотивируют работников, они только предотвращают появление у них чувства неудовлетворенности работой и ее условиями, для стимулирования трудовых усилий необходимо включение еще и мотивационных факторов. Ф. Герцберг показал также, что присутствие мотивационных факторов оказывает значительное стимулирующее воздействие на результативность труда, но при удовлетворении соответствующих потребностей это воздействие исчезает. В то же время отсутствие удовлетворения этих потребностей не становится демотивирующим моментом. [16, c.366]

О классификации потребностей речь идет и в трехфакторной теории МакКлелланда или иначе - теории приобретенных потребностей. Он рассматривает только три вида потребностей – это потребность в успехе, во власти и причастности, правда, без  определении их иерархии. Часто говорят о применении этой теории лишь к управленческому персоналу, а не к сотрудникам в целом. Потребность в успехе, например,  проявляется,  как стремление человека

Похожие материалы

Информация о работе