Современные рабочие и служащие. Опыт социологического исследования. Опросный лист. Анализ результатов социологического опроса работников предприятий Москвы и московской области по обобщенным характеристикам, страница 4

Следует отметить, что 3-й ответ на 6-ой вопрос появляется только на выборке 200, поэтому отклонение ответа при переходе от выборки 100 к 200, формально дает бесконечность - ((1.5 - 0)/0). Эту точку на Рис.1.3 формально можно было бы выкинуть, но для сохранения наглядности рисунка ей присвоено значение 250%.    

   Рис. 1.3


 

   Рис. 1.4


На Рис. 1.4 сравниваются ответы на вопросы с 1 по 6 для выборки 200 и 300 анкет.

Из Рис. 1.4 видно, отклонение ответов в ( %), для первых 6-и вопросов, полученных на выборке 300 к ответам на выборке 200 попадают в полосу от - 33.33% до +33.33%, т.е. в полосу шириной примерно 67%.

На Рис. 1.5 сравниваются ответы на вопросы с 7 по 13 для выборки 100 и 200 анкет.  Из Рис. 1.5 видно, отклонение ответов в ( %), для вопросов с 7 по 13, полученных на выборке 200 к ответам на выборке 100 попадают в полосу от - 50% до +75%, т.е. в полосу шириной примерно 125%.

 Рис. 1.5


На Рис. 1.6 сравниваются ответы на вопросы с 7 по 13 для выборки 200,300 анк.

Из Рис. 1.6 видно, отклонение ответов в ( %), для вопросов с 7 по 13, полученных на выборке 300 к ответам на выборке 200 попадают в полосу от - 25% до +52.94%, т.е. в полосу шириной примерно 78%.

   Рис. 1.6


И так на Рис. 1.3 и Рис. 1.5 видно, что при сравнении ответов на вопросы с 1-го по 13-й, полученных на выборке 100 и 200 анкет, разброс отклонений попадает в интервал  от - 50% до +250%, т.е. максимальная ширина полосы порядка 300%.

На Рис. 1.4 и Рис. 1.6 видно, что при сравнении ответов на вопросы с 1-го по 13-й, полученных на выборке 200 и 300 анкет, разброс отклонений попадает в интервал  от - 33.33% до +52.94%, т.е. максимальная ширина полосы порядка 86%.

Точка (2-ой отв. На 6-ой вопр.) дает максимальное отклонение +200%. Ей соответствует малое абсолютное значение 2-го ответа на 6-ой вопрос: на выборке 100 – 2% (2чел.), на выборке 200 – 6% (12чел.), на выборке 300 – 6% (18чел.). Аналогично точка (4-ый отв. На 4-ый вопр.) дает макс. отклонение –50%. Ей соответствует малое абсолютное значение 4-го отв. На 4-ый вопр.: на выборке 100 – 5% (10чел.), на выборке 200 – 2.5% (5чел.), на выборке 300 – 2% (6чел.). Отсюда можно сделать  выводы: 1 – результаты опроса на выборке менее 20чел. Нет смысла рассматривать (интерпретировать), т.к. слишком большой  %  отклонения результата от истинного значения,    2 – подавляющая масса ответов, на поставленные вопросы, попадает в полосу отклонений + - 40%, что может быть приемлемо.

Видно, что при переходе от выборки 100 к 200, а затем от 200 к 300 анкетам ширина полосы отклонений ответов на поставленные вопросы уменьшается с 300% до 86%, т.е. более чем  3 раза.

По этим двум точкам можно только линейно экстраполировать результат сужения полосы отклонения при переходе к выборке 400 (еще ~ в 3 раза уменьшение полосы отклонения до ~  30%). При переходе к выборке  500  (еще ~ в 3 раза уменьшение полосы отклонения до ~ 10%). При переходе к выборке  600  (еще  ~ в 3 раза уменьшение полосы отклонения до ~  3.5%).

Однако такие процессы, сходимость результатов (ответов), на поставленные вопросы к их истинным значениям, с ростом выборки существенно нелинейны, поэтому результат, полученный на выборке (например - 600), будет отклоняться от результата на предыдущем шаге (500) существенно больше, чем на 3.5%.

В целом полученные результаты обнадеживают в том, что уже на выборке в 500 или 700 анкет ширина полосы отклонений уменьшится до приемлемых размеров в 15% или 10%.

Из полученных результатов можно сделать вывод, что на выборке в 300, 200 и   даже в 100 анкет есть смысл рассматривать полученные материалы более подробно.

РАЗДЕЛ    3

Анализ результатов социологического опроса работников предприятий Москвы и московской области по обобщенным характеристикам (полному числу опрошенных в регионе (Р– 300ч.), из них в Москве (М– 189ч.) и в московской области (О– 111ч.)).