Демографическая политика в странах Африки. Демографическая политика в странах Африки. Демографическая ситуация в странах Африки южнее Сахары, страница 6

Несмотря на различия в начале осуществления демографической политики в странах Магриба, можно сказать, что меры принимались аналогичные мерам Туниса, скорректированные для условий жизни населения конкретного государства. В качестве положительных моментов можно отметить, что в принципе все они базировались на закономерностях общественных процессов, вытекали из традиций и ценностей населения. В регионе Магриба, как и во всех арабских странах, воспроизводство населения протекает главным образом в браке, который для большинства североафриканских женщин означает начало сексуальной жизни. В силу традиций и религии, добрачные половые отношения в данном регионе осуждаются, следовательно, возраст и число вступающих в брак людей сильно влияют на уровень рождаемости. Поэтому повышение возраста вступления в брак для женщин выступало в качестве одной из демографических мер в регионе Магриба. Такая политика была начата в Тунисе. В последующем возраст вступления в первый брак начал сильно превышать законодательно закреплённый в связи с процессами глобализации и распространением западной индивидуалистской культуры, от которой регион долгое время безуспешно старался отгородиться. В 1960-х гг. женщины выходили замуж в среднем в 18 лет, мужчины женились в 24 года. При этом регион находился среди тех, где были распространены ранние браки. В 2004-2006 гг. же средний возраст вступления в брак у женщин – 26 лет, у мужчин – 28 лет. Также выросло количество людей, которые откладывают брак, создание семьи и рождение детей на потом, как можно дольше стараясь оставаться в родительском доме, получить хорошее образование, работу и продвинуться по карьерной лестнице. Западный индивидуализм повлиял на репродуктивное поведение населения Магриба настолько сильно, что увеличилось число людей, которые вообще допускают возможность вообще не связывать себя узами брака и не иметь детей, а прожить жизнь для себя. Это влечёт отрицательные последствия в будущем в связи с сокращением трудоспособного населения. Однако влияние западной культуры на население стран Магриба оказалось и относительно положительным: процент женщин, пользующихся противозачаточными средствами, возрос настолько, что каждая вторая женщина в городе или селе применяет хотя бы один из методов контрацепции.

Демографическая ситуация в странах Африки южнее Сахары

В странах Африки южнее Сахары демографическая ситуация на сегодняшний день остаётся сложной. Ежегодный прирост населения в странах данного региона в среднем составил 2,4%. Высокий процент ежегодного прироста населения характерен для ряда относительно многонаселенных стран (более 50 млн. человек), таких, как Республика Конго (3,3%), Нигерия (2,6%), Эфиопия (2,4%). Быстрые темпы роста населения по сравнению с темпами социально-экономического развития в этих регионах ведут к обострению проблем занятости, бедности, продовольственного положения, недоразвития инфраструктуры, земельного вопроса, к низкому уровню образования, ухудшению здоровья населения. Отсюда следует вывод: сокращение рождаемости путем планирования семьи в регионе - крайне насущная задача, не допускающая долгих временных отсрочек. Однако даже в тех странах, где принимались и принимаются те или иные меры, борьба с высоким темпом роста населения не прекратилась, и её характер не облегчился [2].

Первыми африканскими странами, вставшими на путь контроля за рождаемостью в Африке южнее Сахары стали Кения и Гана – это было в конце 1960-х гг. Большинство стран этого региона с высокими показателями СКР (на начало 1970-х годов более 6 детей на женщину) не торопилось контролировать деторождение. Многие вообще отказывались проводить политику планирования, аргументируя это тем, что у них и так низкие численность и плотность населения, продолжительность жизни, большая доля бесплодных женщин. Они ссылались также и на необходимость иметь много детей из-за высокой детской и младенческой смертности (от 120 до 200 на 1000 рождений в начале 70-х годов). Более глубокими причинами были, конечно, традиции многодетной семьи и религиозные убеждения [7].