В связи с этим египетскому правительству давно следовало отойти от проблем роста населения, который в силу различных мер стабилизировался, и выбрать в качестве нового приоритета политику в области расселения населения. Однако, понятно, что навязывание того, что жить в деревне – это и есть современно, не принесёт результатов, так как нет экономических возможностей и стимулов возвращаться в деревню семье, где всего два-три ребёнка, труд которых к тому же законодательно запрещено использовать. Планомерное регулирование процессов народонаселения должно стать объектом широкой социально-экономической политики, увязываемой со всем комплексом кардинальных социальных преобразований. Демографическая политика Египта может быть успешной лишь в сочетании различных мер – мер социально-экономического развития, мер развитию образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Демографическая политика в других странах Северной Африки во многом имеет аналогичные недостатки. Демографическим мерам в этих странах также приписываются результаты, обусловленные скорее глобализацией, нежели пропагандистской деятельностью, которая является всего лишь катализатором для тех или иных процессов [4].
Другой североафриканской страной, где относительно рано начала осуществляться демографическая политика снижения роста населения, является Тунис. В 1963 г. развернулась пропаганда мер по предупреждению нежелательной беременности, в 1966 г. – принята программа планирования семьи, в 1973 г. – при министерстве здравоохранения Туниса было создано Национальное управление по планированию семьи и населения, в 1974 г. – с Фондом ООН было подписано соглашение по деятельности в области народонаселения (ЮНФПА) об организации службы планирования семьи в Тунисе. Позже правительство приняло закон о повышении брачного возраста для женщин, а Всемирный банк предоставил финансовую помощь для охраны репродуктивного здоровья женщин и внедрения противозачаточных средств. Одновременно были приняты шаги, направленные на повышение роли и статуса женщин в общественной жизни страны: расширен доступ к получению образования, введена программа повышения занятости женщин. Такими мерами правительство Туниса в 2000-х гг. получило реальные демографические результаты: в стране был достигнут самый низкий СКР за всю историю – 2 ребёнка на одну женщину [1; 4].
В другой стране Магриба Марокко также удалось снизить рождаемость, но результаты демографической политики начали появляться на десятилетие позже, чем в Тунисе. В 1966 г. в Марокко началось широкое распространение противозачаточных средств. Однако, правительство в связи с организационными проблемами не спешило решать демографический вопрос радикально и на несколько лет позже начало осуществлять комплекс мер, аналогичных осуществлённым в Тунисе. С 1970 г. марокканскому правительству удалось довольно существенно снизить рост населения: в 1977 г. СКР равнялся 6 детям, 1982 г. – 5, на современном этапе Марокко имеет показатель СКР немногим более двух [1; 4].
В Алжире в конце 1960-х гг. также остро встал вопрос о необходимости снижения роста населения, однако, меры по его решению правительством Алжира принимались весьма неохотно. В связи с этим масштабная деятельность, направленная на снижение СКР, началась только в начале 1980-х гг. В это время была принята «Национальная программа управления демографическим ростом». После её введения уровень рождаемости начал снижаться, быстро сравнявшись с СКР Туниса и Марокко. В 1970 г. СКР в Алжире был самым высоким среди стран Магриба – 8,4 ребёнка, однако, этот показатель снизился вдвое уже к началу 1990-х, и упал до 3 детей в 2000-х гг [1; 4].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.